Вся история синтезаторов — это сплошные попытки выйти за рамки возможного, привычного, удобного и понятного. Даже сегодня, когда давно и прочно сформировалась индустрия по производству синтезаторов, а прорывы здесь происходят под четким надзором людей из маркетинговых отделов, конструкторская мысль не стоит на месте.
Редакция ПМ

Перед началом 5-го Synthposium, слета изобретателей электронных инструментов и исследователей их возможностей, который пройдет с 29 августа по 2 сентября в Москве, Матс Линдстрем, директор знаменитой и уважаемой в определенных кругах Elektronmusikstudion выбрал четыре необычных электронных музыкальных инструмента, а мы про них рассказали чуть подробнее. Самого Матса ищете 1 сентября в Электротеатре Станиславский, где он прочтет лекцию об истории EMS и сыграет лайв в рамках спецпроекта Synthposium и стран северной Европы The Nordics.

Neural Net Synthesizer

История создания нейросетевого синтезатора началась с того, что в компании Intel группа под руководством Марка Холлера создала нейросетевой чип. Чуть позднее под этот чип сотрудники Wartham Associates по заказу Intel написали техническую документацию. В процессе работы над документацией (но в свободное от работы время) Марк Холлер, Форест Уортмэн и Марк Томпсон разработали первый в мире нейросетевой аудио-синтезатор. Как впоследствии рассказывал классик современной экспериментальной электронной музыки, Дэвид Тюдор, концепция этого синтезатора выросла из совместной работы, которая началась в 1989 году в Беркли, во время его выступления с танцевальной компанией Мерса Каннингема, музыкальным руководителем которой на тот момент являлся Джон Кейдж. В итоге было выпущено две модели, причем, по словам Тюдора, в первой версии возможности процессора не были задействованы полностью. Работа с подобными синтезаторами — это чистый эксперимент, полет фантазии. Матс Линдстрем, директор легендарной шведской Elektronmusikstudion (EMS), и сегодня считает «хаотичную природу энергетики этого инструмента вызовом для музыкальных инструментов будущего».

Видео по ссылке.

Cracklebox

Жизнь этого странного, издающего звуки больше всего похожие на звуки электронных игрушек, началась больше 50 лет назад, в конце 60-х, когда Майкл Вайсвич, заручившись поддержкой и помощью Герта Хамельберга спроектировал электронную схему. Выглядел аппарат по‑простому — в деревянном корпусе с электронной схемой. Для того, чтобы извлекать звуки, нужно было трогать схему пальцами. То есть в данной модели была продемонстрирована функция тачпэда, пусть и в очень зачаточном состоянии. Качество электронной начинки оставляло желать лучшего, схемы постоянно ломались или оказывались крайне чувствительны к нажатиям пальцев. Во многом из-за опасений что может ударить током, и в избежание электрических наводок, синтезатор работал от батареек. Чувствуя перспективность направления, в 1973 году Вайсвич присоединился к STEIM, амстердамской студии электро-инструментальной музыки, которая занималась (и продолжает заниматься) исследованиями и разработкой новых музыкальных инструментов.

Кстати говоря, оригинальная модель синтезатора дожила до наших дней, а сам модельный ряд пополнился еще несколькими, близкими по духу, синтезаторами.

Видео по ссылке.

Pollard Syndrum

Как сообщает нам Википедия, Sundrum — это первая коммерчески доступная электронная барабанная установка. Согласно легенде, Джо Поллард, сессионный ударник, который уже успел поработать с Beach Boys и Grass Roots, в 1976 году встретился с Марком Бартоном, который был одержим созданием электронных аналогов ударных инструментов, послушал его наработки, оказался впечатлен, высказал несколько замечаний и… предложил основать компанию Pollard Industries, которая бы занималась производством и продажей электронных барабанов. Как это часто случается со стартапами и новыми изобретениями, бизнес обернулся неудачей, хотя со временем эти инструменты привлекли массу внимания со стороны профессиональных музыкантов, стремившихся добиться в своей музыке ощущения футуристичности. Например, знаменитый ямайский рэгги-перкуссионист Слай Дунбар использовал этот инструмент при работе над альбомами регги-группы Black Uhuru и во время работы с Грэйс Джонс, которая в конце 70-х тяготела к дабу и регги. Матс Линдстрем, например, считает, что именно в руках этого человека, столь неприглядный инструмент заиграл новыми красками, показав себя совершенно с новой стороны.

Видео по ссылке.

PPG Wave

История этого немецкого синтезатора, это история того, как новые технологии отправляют на покой своих прародителей. Вплоть до начала 1980-х годов коммерческие синтезаторы были довольно ограничены в своем функционале (например, звук зачастую синтезировался из нескольких простых волновых форм). Однако, немецкому инженеру Вольфгангу Палму удалось обойти подобные ограничения, в результате чего он стал одним из первопроходцев новой концепции со сложным названием «табличный синтез». Именно эта концепция лежит в основе всех современных программных синтезаторов. Первым продуктом с этой технологией стал Wavecomputer 360, выпущенный в 1978 году, однако из-за своей дороговизны и технологического несовершенства не смог добиться коммерческого успеха. Зато куда большего успеха достили синтезаторы PPG Wave, являвшие собой одни из первых гибридов между цифрой и аналогом. Они производились всего шесть лет (с 1981 по 1987 год), получили широкое распространение в творчестве едва ли не всех важных, популярных и авангардных музыкантов своего времени — от Дэвида Боуи и Tangerine Dream до Pet Shop Boys и Жана-Мишеля Жарра. Как раз из-за своей технологии эти синтезаторы в итоге были вытеснены более дешевыми и способными моделями конкурентов, вроде Yamaha DX-7 и Ensoniq ESQ-1.

Видео по ссылке.

Synthposium — полномасштабный, пятидневный фестиваль, который задействует с десяток знаковых площадок по всей Москве. Основная программа Synthposium 5 развернётся на территории Электротеатра Станиславский и завода «Плутон», пару лет назад попавшего под управление главного креативного хаба столицы — Центра дизайна Artplay. Как обычно, в программе Synthposium: выставка музыкальных инструментов и софта, образовательная сессия с воркшопами, лекциями и дискуссиями, медиаискусство, больше сотни вечерних и ночных выступлений электронных музыкантов — артисты и лекторы съедутся в Москву из 23 стран. Проект реализуется при поддержке Посольства Королевства Швеции в Москве, Посольства Финляндии в Москве, Посольства Королевства Норвегия в Москве, Посольства Королевства Дания в Москве, Представительства Фарерских Островов в Москве, Посольства Исландии в Москве. Организатор фестиваля — креативное коммуникационное агентство Main in Main.

Билеты доступны на сайте.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.