РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4 необычных синтезатора по мнению шведской Elektronmusikstudion

Вся история синтезаторов – это сплошные попытки выйти за рамки возможного, привычного, удобного и понятного. Даже сегодня, когда давно и прочно сформировалась индустрия по производству синтезаторов, а прорывы здесь происходят под четким надзором людей из маркетинговых отделов, конструкторская мысль не стоит на месте.
Тэги:

Перед началом 5-го Synthposium, слета изобретателей электронных инструментов и исследователей их возможностей, который пройдет с 29 августа по 2 сентября в Москве, Матс Линдстрем, директор знаменитой и уважаемой в определенных кругах Elektronmusikstudion выбрал четыре необычных электронных музыкальных инструмента, а мы про них рассказали чуть подробнее. Самого Матса ищете 1 сентября в Электротеатре Станиславский, где он прочтет лекцию об истории EMS и сыграет лайв в рамках спецпроекта Synthposium и стран северной Европы The Nordics.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Neural Net Synthesizer

История создания нейросетевого синтезатора началась с того, что в компании Intel группа под руководством Марка Холлера создала нейросетевой чип. Чуть позднее под этот чип сотрудники Wartham Associates по заказу Intel написали техническую документацию. В процессе работы над документацией (но в свободное от работы время) Марк Холлер, Форест Уортмэн и Марк Томпсон разработали первый в мире нейросетевой аудио-синтезатор. Как впоследствии рассказывал классик современной экспериментальной электронной музыки, Дэвид Тюдор, концепция этого синтезатора выросла из совместной работы, которая началась в 1989 году в Беркли, во время его выступления с танцевальной компанией Мерса Каннингема, музыкальным руководителем которой на тот момент являлся Джон Кейдж. В итоге было выпущено две модели, причем, по словам Тюдора, в первой версии возможности процессора не были задействованы полностью. Работа с подобными синтезаторами — это чистый эксперимент, полет фантазии. Матс Линдстрем, директор легендарной шведской Elektronmusikstudion (EMS), и сегодня считает «хаотичную природу энергетики этого инструмента вызовом для музыкальных инструментов будущего».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Cracklebox

Жизнь этого странного, издающего звуки больше всего похожие на звуки электронных игрушек, началась больше 50 лет назад, в конце 60-х, когда Майкл Вайсвич, заручившись поддержкой и помощью Герта Хамельберга спроектировал электронную схему. Выглядел аппарат по-простому — в деревянном корпусе с электронной схемой. Для того, чтобы извлекать звуки, нужно было трогать схему пальцами. То есть в данной модели была продемонстрирована функция тачпэда, пусть и в очень зачаточном состоянии. Качество электронной начинки оставляло желать лучшего, схемы постоянно ломались или оказывались крайне чувствительны к нажатиям пальцев. Во многом из-за опасений что может ударить током, и в избежание электрических наводок, синтезатор работал от батареек. Чувствуя перспективность направления, в 1973 году Вайсвич присоединился к STEIM, амстердамской студии электро-инструментальной музыки, которая занималась (и продолжает заниматься) исследованиями и разработкой новых музыкальных инструментов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати говоря, оригинальная модель синтезатора дожила до наших дней, а сам модельный ряд пополнился еще несколькими, близкими по духу, синтезаторами.

Pollard Syndrum

Как сообщает нам Википедия, Sundrum — это первая коммерчески доступная электронная барабанная установка. Согласно легенде, Джо Поллард, сессионный ударник, который уже успел поработать с Beach Boys и Grass Roots, в 1976 году встретился с Марком Бартоном, который был одержим созданием электронных аналогов ударных инструментов, послушал его наработки, оказался впечатлен, высказал несколько замечаний и... предложил основать компанию Pollard Industries, которая бы занималась производством и продажей электронных барабанов. Как это часто случается со стартапами и новыми изобретениями, бизнес обернулся неудачей, хотя со временем эти инструменты привлекли массу внимания со стороны профессиональных музыкантов, стремившихся добиться в своей музыке ощущения футуристичности. Например, знаменитый ямайский рэгги-перкуссионист Слай Дунбар использовал этот инструмент при работе над альбомами регги-группы Black Uhuru и во время работы с Грэйс Джонс, которая в конце 70-х тяготела к дабу и регги. Матс Линдстрем, например, считает, что именно в руках этого человека, столь неприглядный инструмент заиграл новыми красками, показав себя совершенно с новой стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

PPG Wave

История этого немецкого синтезатора, это история того, как новые технологии отправляют на покой своих прародителей. Вплоть до начала 1980-х годов коммерческие синтезаторы были довольно ограничены в своем функционале (например, звук зачастую синтезировался из нескольких простых волновых форм). Однако, немецкому инженеру Вольфгангу Палму удалось обойти подобные ограничения, в результате чего он стал одним из первопроходцев новой концепции со сложным названием «табличный синтез». Именно эта концепция лежит в основе всех современных программных синтезаторов. Первым продуктом с этой технологией стал Wavecomputer 360, выпущенный в 1978 году, однако из-за своей дороговизны и технологического несовершенства не смог добиться коммерческого успеха. Зато куда большего успеха достили синтезаторы PPG Wave, являвшие собой одни из первых гибридов между цифрой и аналогом. Они производились всего шесть лет (с 1981 по 1987 год), получили широкое распространение в творчестве едва ли не всех важных, популярных и авангардных музыкантов своего времени — от Дэвида Боуи и Tangerine Dream до Pet Shop Boys и Жана-Мишеля Жарра. Как раз из-за своей технологии эти синтезаторы в итоге были вытеснены более дешевыми и способными моделями конкурентов, вроде Yamaha DX-7 и Ensoniq ESQ-1.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Synthposium — полномасштабный, пятидневный фестиваль, который задействует с десяток знаковых площадок по всей Москве. Основная программа Synthposium 5 развернётся на территории Электротеатра Станиславский и завода «Плутон», пару лет назад попавшего под управление главного креативного хаба столицы — Центра дизайна Artplay. Как обычно, в программе Synthposium: выставка музыкальных инструментов и софта, образовательная сессия с воркшопами, лекциями и дискуссиями, медиаискусство, больше сотни вечерних и ночных выступлений электронных музыкантов — артисты и лекторы съедутся в Москву из 23 стран. Проект реализуется при поддержке Посольства Королевства Швеции в Москве, Посольства Финляндии в Москве, Посольства Королевства Норвегия в Москве, Посольства Королевства Дания в Москве, Представительства Фарерских Островов в Москве, Посольства Исландии в Москве. Организатор фестиваля — креативное коммуникационное агентство Main in Main.

Загрузка статьи...