Человеку удобно мыслить стереотипами: в России по улицам бродят медведи, в Германии варят вкусное пиво, автомобильным компаниям не стоит заниматься ничем другим, кроме выпуска автомобилей. Сомнительны, на самом деле, все три утверждения, но последнее в наибольшей степени.
Редакция ПМ

Вы удивитесь, но история Toyota — на сегодняшний момент крупнейшего автомобильного бренда в мире — начиналась с производства ткацких станков. Когда в середине 30-х годов прошлого века сын основателя компании Киичиро Тойода решил добавить в портфолио бренда еще и автомобили, многих сомневались в необходимости подобного шага. Мол, фирме сделавшей имя на ткацких станках нужно заниматься ткацкими станками, а не играться в машинки! Если бы не решительность и упорство Киичиро, то мы никогда не узнали, что такое RAV4, Land Cruiser и Prius… Умение предугадать тренды завтрашнего дня — бесценное качество настоящего бизнес-лидера. Именно такая задача стоит сейчас перед правнуком Киичиро — Акио Тойода.

Будущее автомобиля отнюдь не выглядит безоблачным. Сильнейшее лобби экологов с каждым годом все сильнее ограничивает допустимый уровень вредных веществ в выхлопе, а крупные города — привет, Москва! -- все жестче закручивают гайки на автомобилистах: дорогие парковки, платный въезд в центр, повышенные налоги. И это не говоря о ворохе проблем — технических, правовых и этических — которым грозит грядущая революция беспилотного вождения…

Если называть вещи своими именами -- автомобиль каким мы привыкли его видеть медленно, но верно сживают со свету. Автомобильные компании, которые намерены вести свой бизнес не только завтра, но и послезавтра уже сегодня должны смотреть на вещи шире.

Многие этого даже не осознали, но некоторые, например, Toyota, уже действуют.

Еще в 2015 году компания «схедхантила» широко известного в узких кругах Джилла Пратта — ведущего специалиста «Управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США». Эта структура, известная под аббревиатурой DARPA, появилась еще в 1958-м и считается, на секундочку, местом создания современного интернета! В структуре DARPA Пратт возглавлял подразделение робототехники и нейроморфных разработок, занимавшееся углубленными исследованиями в области беспилотных автомобилей.

На новом месте Пратт сразу наладил сотрудничество между Toyota и двумя крупнейшими американскими научными центрами -- Массачусетским технологическим институтом и Стенфордским университетом. Компания инвестировала $50 млн. в студенческие разработки в области искусственного интеллекта, призванные уменьшить смертность на дорогах и повысить персональную мобильность людей с ограниченными возможностями.

Проект быстро доказал свою перспективность, и вскоре компания объявила о создании «Исследовательского института Toyota» (Toyota Research Institute) на базе двух научных центров с допинвестициями в размере $1 миллиарда. Его основная цель — сократить разрыв между фундаментальными исследованиями и массовым производством.

Параллельно с налаживанием собственной исследовательской структуры, Toyota активно сотрудничает с известными технологическими партнерами. Так, в 2016 году совместно с Microsoft была основана компания Toyota Connected. В ее задачи входит разработка целой линейки инструментов для сбора и анализа массивов больших данных. Это необходимо как для улучшения пользовательского взаимодействия, так и для повышения безопасности и потребительских характеристик автомобилей. Параллельно с применением облачных технологий в партнерстве с Microsoft разработана платформа MSPF (Mobility Services Platform), которая предоставляет доступ к управлению системами автомобиля и позволяет наладить с ним полноценное цифровое взаимодействие. Очень удобно и для корпоративных автопарков, которые могут повышать эффективность за счет анализа информации, и для обычных пользователей — для них машина становится логичным продолжение смартфона.

Именно платформа MSPF легла в основу множества интересных партнерских проектов. С американскими компаниями Servco Pacific и Getaround стартовала разработка программного обеспечения для каршеринга, включая анализ параметров автомобиля и систему бесключевого доступа.

Совместно с Japan Taxi и Accenture идет создание предиктивного алгоритма на базе искусственного интеллекта для системы городского такси. Алгоритм использует результаты обработки данных о городском движении, спросе и предложении на услуги такси, доступности городского транспорта, прогнозе погоды, а также анализирует ключевые городские события для моделирования спроса.

Благодаря обширному парку такси стала возможной разработка сервиса подсказок о свободных полосах движения. Установленные в автомобилях видеорегистраторы передают информацию через разработанную Toyota систему передачи данных TransLog, которая с помощью искусственного интеллекта обрабатывает её в режиме реального времени. Итоговый результат -- подсказки навигатора о предстоящих заторах -- получают пользователи приложения Toyota Connected.

Развивая идею транспортной инфраструктуры следующего поколения, Toyota активно интересуется технологическими и сервисными стартапами, инвестируя в перспективное воздушное такси в Калифорнии и финский проект MaaS, через собственное приложение предоставляющий услуги мультимодальной транспортировки.

Но, возможно, самый амбициозный из перспективных разработок Toyota — проект e-Palette, объединяющий преимущества новой информационной архитектуры, облачных технологий и беспилотных автомобилей от Toyota Research Institute.

По сути это электромобиль-беспилотник для бизнеса, которым можно управлять как с помощью информационной архитектуры MSPF, так и установив стороннее программное обеспечение. Комфортное передвижение, быстрая доставка, нужды ритейла — e-Palette в считанные минуты адаптируется под различные задачи.

«Сегодня вы едете в магазин на автомобиле, но в будущем, с помощью e-Palette, магазин сам приедет к вам!» — в одном предложении резюмирует фантастические перспективы проекта сам Акио Тойода. Осознавая преимущества e-Palette, к проекту уже подключились такие столпы рынка как Amazon, DiDi, Pizza Hut, Uber.

Пока конкуренты замерли в нерешительности, Toyota уже приступила к реализации концепции «мобильности как сервиса», предоставляя клиентам целый комплекс услуг, а не только конечный продукт — то есть сам автомобиль.

Искусственный интеллект, беспилотные технологии и развитие электронной коммерции меняю мир вокруг нас. Пусть итоги очередного витка технореволюции непредсказуемы, в любом случае стремление к переменам и жажда нового полностью соответствуют философии непрерывного совершенствования Toyota.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.