Когда мы усадили чемпиона России по классическому ралли Геннадия Брославского играть на компьютерном симуляторе автогонок, профессиональный пилот показал весьма скромный результат. В свое оправдание Гена подробно объяснил нам, чего ему не хватало в виртуальном мире. Во время заезда пилот мог видеть дорогу, слышать двигатель и даже ощущать колебания усилия на руле. Но он не чувствовал перегрузок — а без этого тонкого ощущения водитель не может точно определить момент, когда автомобиль срывается в скольжение.
От редактора

Современная индустрия развлечений предлагает нам и противоположную крайность: сумасшедшие перегрузки без всяких органов управления. Признаться, я никогда не любил американские горки. Я не могу понять, как можно получить удовольствие от разгона с места до 205 км/ч за 3,5 секунды. Ощущение, что желудок прилипает к позвоночнику и как-либо повлиять на этот процесс невозможно, наводит на меня тоску. Между тем к чудовищным рекордным аттракционам, которые с каждым годом растут как на дрожжах, ежедневно выстраиваются километровые очереди. А моим любимым уголком лунапарка с детства был «Автодром», а затем картинг: ведь на гоночной трассе предсказуемые перегрузки, которые вызываешь ты сам, служат ценной информацией, а не источником тошноты.

«Виртуалы» и «реалисты» нередко враждуют друг с другом. Между тем существует масса примеров, когда компьютерная симуляция и реальность образуют чрезвычайно вкусный и полезный коктейль. К примеру, авиатренажер Су-27, на котором нам посчастливилось покататься, представляет собой сочетание искусственного интеллекта, виртуального изображения и реальных перегрузок в идеальных пропорциях. Результат — уровень реализма, достаточный для обучения настоящих пилотов-истребителей. Еще пример: разработчики новейшего авианосца класса «Форд» играют в некое подобие Sim-City. Виртуальные человечки живут на виртуальном авианосце, а специалисты смотрят, удобно ли им работать, отдыхать, обслуживать самолеты и готовить ужин. От результатов «игры» зависят конструкция будущего флагмана флота и жизнь реальных моряков. А как вам такой загадочный коктейль, как советский игровой автомат «Морской бой»? Это же чистой воды виртуальная реальность, но работает без всякой «цифры» — чистая механика.

Пожалуй, мой «эликсир счастья» стремится к чистой реальности: летая на своем параплане, я ощущаю реальные перегрузки и надеваю от греха подальше реальный шлем. А вы можете выбрать на свой взыскательный вкус любые ингредиенты, описанные на страницах специального «развлекательного» номера.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2009).