Автор лучшего письма месяца получает в подарок универсальную соковыжималку magimix le duo plus, оснащенную практически бесшумным асинхронным двигателем.

Лучшее письмо месяца

Раиль Кунафин: История органов («ПМ» № 1'2009) делится на три больших этапа. Классический, середина которого приходится на барокко (вторая половина XVII — первая половина XVIII века), — золотой век органостроения; ему соответствует механическая трактура. Романтический (вторая половина XIX — начало XX века), с господством пневматической трактуры, — время упадка. И современный — с трактурой электрической, механической или комбинированной. Лучшие современные инструменты (доля электрифицированных органов в последнее время снижается) обладают всеми достоинствами признанных образцов барокко, но «свежий» инструмент звучит чуть резковато, а его приработка происходит десятилетиями и даже веками. Линейной зависимости «выразительности» органа от количества регистров не существует. У типичного романтического органа-гиганта более сотни регистров, но бЧльшую часть набора составляют бесчисленные повторы основных восьмифутовых регистров — при их включении возрастает лишь общая громкость. Существенно и качество самих регистров. Мастера барокко стремились как можно более разнообразить тембры разных регистров, а разница в звучании романтических регистров совсем невелика, разные регистровые наборы часто дают почти идентичный звук. В Малом зале Московской консерватории установлен аутентичный барочный инструмент выдающегося мастера современности Маттиаса Шуке, крупнейшего специалиста по Зильберману. Число регистров в нем вдвое меньше, чем в органе Большого зала, но нетрудно убедиться, что по «выразительным средствам» он гораздо богаче, чем большой орган. Что же до американских супергигантов, то об их звуковых возможностях лучше скорбно помолчать. Размер не имеет значения, как говорят в Голливуде!

Птица или собака?

Виктор Титов: В статье «Взлететь с пятачка» («ПМ» № 2'2009) английский самолет Harrier назвали «болотным лунем». Это неправильно. Harrier в переводе с английского означает «гончая». А прозвище «Лунь» или «Болотный лунь» получил самолет АV-8 — модификация Harrier, принятая на вооружение корпусом морской пехоты ВМС США (USMC), из-за характерной формы носа, в котором установили американский прицел для атаки наземных целей.

ПМ: Английское слово harrier переводится и как «гончая» (порода собак), и как «лунь» (хищная птица семейства ястребиных). Автор статьи предпочел указать второе значение, поскольку речь идет о самолете (предшественник этой модели назывался в честь другой птицы — kestrel, «пустельга»).

Размер против массы

Егор Сарычихин: В статье «Царь машин» («ПМ» № 2'2009) упоминается роторный карьерный экскаватор Bagger 288. Однако настоящий рекордсмен — TAKRAF RB293, экскаватор длиной 220 м, шириной 94,5 м и массой 14 196 т, способный перемещать 240 000 м³ почвы в день. Это самое большое наземное транспортное средство зарегистрировано Книгой рекордов Гиннесcа.

ПМ: Правильнее будет сказать, что TAKRAF RB293 — самый тяжелый роторный экскаватор. Bagger 288 имеет большие линейные размеры (длина 240 м, высота 96 м), но уступает чемпиону по массе — «всего» 13 500 т. Производительность этих двух моделей одинакова — 240 000 м³ в день.

Билет в один конец

Владимир Шарапов: В «ПМ» № 2'2009 в статье «С места — в полет» забыли упомянуть о перспективной разработке Третьего рейха 1944 года — Bachem Ba.349 Natter. Этот перехватчик, созданный для уничтожения вражеских бомбардировщиков, должен был взлетать прямо с места по специальным вертикальным направляющим длиной около 25 м. Но он не был рассчитан на посадку — после завершения атаки летчик просто покидал самолет через откинутую носовую часть. Стартовая мощность ракетного двигателя была заметно ниже необходимой для взлета, поэтому Ba.349 использовал дополнительные ракетные ускорители, которые работали примерно 10 с, а затем сбрасывались.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2009).