Когда мой коллега Дмитрий Мамонтов, вернувшись из Белоруссии, показал мне фотографию с тест-драйва карьерного самосвала БелАЗ, я первым делом бросился листать Гражданский кодекс.
От редактора

К примеру, я хорошо помнил, что морские суда и суда внутреннего плавания, какую бы максимальную скорость они ни развивали, относятся к объектам недвижимости. Так вот, гигантский самосвал грузоподъемностью 320 тонн, несмотря на то что сам он весит куда больше иных суденышек, имеет палубу и по плавности хода напоминает корабль, — это всего-навсего движимое имущество со всеми вытекающими правовыми и финансовыми послаблениями. А между тем из старенького списанного БелАЗа получился бы отличный клуб: в кузове почти 10х10 м разместилась бы танцплощадка, на палубе можно было бы устроить летний бар с игровыми автоматами, а крутой трап застелить ковровой дорожкой. В почетные члены клуба принимали бы тех посетителей, которые могут показать, где у БелАЗа расположены электродинамические тормоза (они прячутся в железном шкафчике на палубе). Представляете, какой индустриальный, технологичный и в то же время ностальгический стиль? И все это великолепие не построено на бесценной городской земле, а «просто припарковалось ненадолго».

Дима привез и другую фотографию: на ней изображен карьерный экскаватор, а рядом с ним стоит крохотная, едва заметная машинка. Эта машинка — тот самый 320-тонный БелАЗ. Недаром говорят: на каждого хищника найдется хищник покрупнее. Вообще угольный карьер веселее любого луна-парка: исполинский экскаватор похож на колесо обозрения, вагонетки — на американские горки, а железнодорожный тоннель — на пещеру ужасов. Жаль только, что играть в гигантской песочнице дозволено только специалистам высокого класса. Нам же остается лишь посвятить гигантским машинам соразмерно большой блок в журнале.

Много удовольствия всем нам доставили французские открытки 1910 года, изображающие «жизнь в 2000 году». Наивные и забавные рисунки с персональными самолетами и многорукими роботами, помогающими по дому, очень популярны в интернете. Один из них изображает компанию милых людей, греющихся в зеленоватых лучах камина с радием. И хотя мирный атом в каждом доме так и остался мечтой, автомобили с реактором на борту существовали в реальности. О советской передвижной АЭС 1950-х годов читайте в этом номере «Популярной механики». И смотрите картинки!

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2009).