В процессе подготовки номера я попал в Музей бронетанковой техники в Кубинке — нам было нужно сфотографировать немецкий танк «Тигр». Там технике вермахта отведен отдельный павильон.
От редактора
Ваш главный популярный механик Александр Грек

Честно говоря, экспозиция меня поразила: я и представления не имел о многих экзотических германских бронированных монстрах. Там были и танкшар, и минный трал, больше напоминающий шагающего бронированного монстра из «Звездных войн», и невероятного размера самодвижущаяся орудийная установка. Тут же вспомнились и прочие технологические достижения Третьего рейха — крылатые, зенитные и баллистические ракеты, вертолеты, самонаводящиеся торпеды, реактивные самолеты, гранатометы и океанские подводные лодки. Создается впечатление, что инженерная мысль (по крайней мере, военная) била ключом только в Германии 40-х годов, а весь остальной мир занимался только дальнейшим развитием трофейной техники.

При внимательном изучении проблемы оказывается, что все не совсем так. Хорошую рекламу немецкой инженерной мысли сделало послевоенное рассекречивание технологических достижений Германии. Найти не то что информацию, но и реальные образцы любой техники рейха, даже экспериментальной, не проблема. Все же, что касается отечественной, — большая тайна. Вот, например, в конце 50-х СССР разрабатывал проекты лунных городов. Почему информацию о них нужно получать через первый отдел? Какие секреты хранят в себе проекты самолетов с атомными двигательными установками полувековой давности? Параноидальное

хранение давних секретов нашей промышленности и создает впечатление отсутствия оригинальных идей в нашей стране. Своими скромными усилиями мы будем пытаться исправить это положение.

В этом номере, например, можно прочитать, как устроена сверхсекретная подводная ракета-торпеда «Шквал». И не только прочитать, но и посмотреть как на единственную фотографию торпеды, так и на уникальную схему-разрез. Не менее интересен материал про самолеты Мясищева с атомными реакторами в качестве силовой установки. Занимаясь этим материалом, я не мог не восхищаться смелостью инженерной мысли авиаконструкторов. Повернись история по‑другому — может быть, летали бы сейчас аппараты с реактором вместо пламенного мотора. Никого же сейчас не удивляют атомные лодки. И третья якобы секретная технология, про которую мы написали в этом номере, — сверхмощный лазер, созданный в нашей стране. Почему-то считается, что показать его американским сенаторам можно, а вот отечественной прессе и читателям — нет. Мы исправили это досадное упущение.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2003).