Вот уже вторую неделю я не расстаюсь с книжкой «Как устроен и работает паровоз», изданной Трансжелдориздатом в 1955 году. Также на моем столе можно найти монументальные труды «Деповское хозяйство и эксплуатация паровозов», «Основы железнодорожного дела» и «Принципы работы парового двигателя». В редакцию постоянно заходят люди редких профессий — например, машинист паровоза или специалист по железнодорожным орудиям. В общем, понятно: мы замахнулись на самый красивый механизм XX века — паровоз.

Ваш главный популярный механик Александр Грек
Александр Грек изучал миниатюрные, а Александр Левинский полноразмерные паровозы

С паровоза мы и открываем новую рубрику «Тест-драйв «ПМ». В отличие от автомобильных журналов, мы будем пытаться протестировать действительно впечатляющие механизмы. Безусловно, начать серию мы, как и полагается настоящим мужчинам, пытались с железнодорожной артиллерийской установки. Проехать на ней, оказалось, можно, стрельнуть — нет. Говорят, снаряды закончились. Хотя паровоз, согласитесь, тоже неплохо. Как-никак 1200 лошадиных сил. Судя по впечатлению редактора, который тестировал локомотив, паровоз относится к экстремальным транспортным средствам: неудобный салон, чудовищная мощность двигателя, отсутствие стеклоподъемников. Будем продолжать рубрику в этом духе.

Мне же досталось менее опасное занятие — я изучал модели паровозов и путевого хозяйства в теплом помещении, проведя несколько часов у действующего макета железнодорожной станции. После того как мы с горящими глазами пересказывали увиденное и пережитое (реальный паровоз и миниатюрный локомотив), женская половина редакции сначала сочла нас сумасшедшими, а потом обиделась, что мы не взяли их с собой.

Надо отдать должное замечательной организации «Всероссийское общество любителей железных дорог», члены которой стали полноправными соавторами этого журнала, и лично Александру Макурову (кстати, настоящему машинисту паровоза).

Еще одно важное изменение в нашем журнале: у нас появились региональные авторы — и какие! Например, про то, как в Сибири восстанавливают самолеты начала века, нам написал лучший журналист Новосибирска Борис Мамлин. Так что скоро мы и вы, наш дорогой читатель, будем знать обо всех увлекательных механизмах и технологиях на просторах нашей гигантской страны.

А что интересного за пределами Отечества? Наши американские друзья порадовали читателей «ПМ» одной из технологий, которые изменят мир, а коллеги — инструкцией, как изготовить сарай. Не густо. Все-таки у нас жизнь интереснее.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2003).