Письма читателей: За самые лучшие пиcьма — призы!

Письма читателей: За самые лучшие пиcьма — призы!

Лучшее письмо месяца.

Алексей Ольшевский: Жаль, что в статье «Подкиньте атома в топку!» («ПМ» № 11'2008) не указано, что СССР был всего в двух шагах от практической реализации этого проекта. В 1961 году в Обнинском физико-энергетическом институте (ФЭИ) была разработана и введена в эксплуатацию транспортабельная атомная электростанция ТЭС-3 на основе гетерогенного водо-водяного реактора тепловой мощностью 8,8 МВт с 1,5-МВт турбогенератором. Станция общей массой 210 т размещалась на четырех гусеничных транспортерах: на двух находились реактор и парогенератор, на двух других — турбогенератор, пульт управления и вспомогательное оборудование. На месте эксплуатации возводилась земляная защита от излучения, а реакторный транспортер был снабжен биологической защитой для перевозки, во время которой охлаждение реактора производилось с помощью воздушного радиатора. И это не проект, а реально работавшее изделие с вполне приемлемой массой, которое вписывалось в железнодорожный габарит! Вероятно, только разобщенность ведомств и присущая таким разработкам секретность не позволили развивать тему атомовозов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит также отметить созданную уже в 1980-х в Белорусском институте ядерной энергетики мобильную АЭС «Памир». Реактор (массой 60 т) и турбогенератор размещались на шасси двух тягачей МАЗ-537, еще два автомобиля несли пульт управления и помещения для персонала. «Памир» планировалось использовать для энергоснабжения военных радаров в труднодоступной местности, но, как видно, это была тоже практически готовая для применения на локомотиве установка.

Ностальгия по паровозам

Александр Васильев: Очень порадовала в «ПМ» № 11'2008 статья о паровозах. Действительно, без паровозов «на железных дорогах стало как будто уныло». Однако позволю себе отметить, что паровозов серии 9П было построено не 522, а гораздо больше — около 3500 штук. Один только Мурманский паровозный завод построил их около 2900, их производили также на Новочеркасском и Коломенском заводах. Обслуживать мощную советскую промышленность пятью сотнями паровозов (хотя были, конечно, и другие) было бы просто нереально. Кроме того, паровозы серии ЛВ не называли «Лебедянка» — это название относилось к серии Л. «Лебедянские-Ворошиловградские» именовались только как «ЛВ», а первоначально эта серия называлась ОР (завод им. Октябрьской революции).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Научная нефантастика

Сергей Панферов: В «ПМ» № 10'2008 в письме Алексея Лагутина написано, что «стрельба баллистической ракетой по авианосцам — это ненаучная фантастика». Между тем подобные ракеты существовали. В 1960-х в СССР была разработана специальная модификация баллистической ракеты Р-27, предназначенная именно для поражения авианосных ударных группировок: Р-27К. Она была оснащена второй ступенью, с помощью двукратного включения которой на внеатмосферном участке полета боевой блок наводился на подвижные цели по сигналам пассивного радиолокационного визирующего устройства. Дальность пуска составляла 600 км. В 1974 году такими ракетами была вооружена одна из лодок проекта 605. Увидеть эту ракету своими глазами можно в музее ракетно-космической техники Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) в Челябинске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атомные танки

Александр Волныкин: С огромным удовольствием прочитал в «ПМ» № 11'2008 статью «Панцирная гусеница и бронетарелка». Кстати, вполне возможно, что сочлененная компоновка позволит в будущем решить важнейшую проблему повышения автономности наземной боевой машины за счет размещения в одной из секций компактной атомной силовой установки, а в другой, специально защищенной секции — экипажа. Так что вполне возможно, что придет время, когда мы увидим не только атомные тепловозы и поезда, но и атомные танки.