Лучшее письмо месяца Владимир Журавлёв, бортинженер, г. Минеральные Воды: В статье о шинах, рассказывая о рисунках протектора, вы отметили, что они помогают в борьбе с аквапланированием.
Письма читателей
Приз лучшему читателю месяца – предоставленные компанией asbis беспроводная оптическая мышь, работающая на расстоянии более 1,2 м, и беспроводная мультимедийная клавиатура, имеющая 16 специальных функций

Лучшее письмо месяца

Владимир Журавлёв, бортинженер, г. Минеральные Воды: В статье о шинах, рассказывая о рисунках протектора, вы отметили, что они помогают в борьбе с аквапланированием. Но производители колесной резины заявляют, что с ним (аквапланированием) покончено навсегда благодаря канавкам, которые они изобрели. При качении колеса по поверхности, покрытой слоем жидкости, образуется волна и возникает повышенное гидродинамическое давление, создающее на колесе силу, действующую под некоторым углом к поверхности дороги. Она зависит от толщины слоя и плотности жидкости и пропорциональна квадрату скорости движения. Разложив эту силу на составляющие — вертикальную и горизонтальную, мы понимаем, что нас отрывает от дороги. Чудо-канавки — это просто «насос» на колесе, откачивающий воду. Но производительность такого насоса зависит от износа колеса и скорости его вращения. В рекламе про износ резины всегда умалчивается. Другой, правильный, способ борьбы с аквапланированием — это контроль скорости водителем, независимо от типов машин и резины, на которой они едут. Я рекомендую всем пользоваться одной экспериментальной формулой для определения скорости начала аквапланирования: скорость аквапланирования равна 62,2, умноженным на корень квадратный из давления в пневматике.

А если с турбиной?

Сергей Петренко: А что если вместо привычного двигателя внутреннего сгорания поставить для выработки электроэнергии турбину (как в самолете, только маленькую)? Турбина превосходит двигатель внутреннего сгорания по КПД, не создает вибраций. Если ее с помощью магнитов превратить в генератор? Автомобиль стартует только на электромоторах. Ротор турбины раскрутится сам, без посторонней помощи, за счет воздуха, нагнетаемого в систему. Это значительно упростит момент старта турбины, а регулировать ее обороты может компьютер путем контроля за подачей топлива. Такая конструкция позволит вырабатывать электроэнергию даже без расхода топлива — просто за счет нагнетаемого воздуха.

ПМ: Задумаемся: электромоторы разгоняют машину, под воздействием набегающего воздуха раскручиваются лопасти турбины-генератора, заряжающего аккумуляторы, от которых потом питаются электромоторы. И никакого расхода топлива… Увы, работоспособную модель вечного двигателя человечество создать до сих пор не смогло — и некоторые скептики беззастенчиво утверждают, что это вообще невозможно. А турбина на машине в принципе возможна, но вряд ли такая силовая установка будет эффективной в условиях городского движения. Газотурбинные двигатели пытались устанавливать на гоночных машинах, но даже для столь специфического применения они оказались недостаточно «эластичными».

Не забывайте земляков

Алексей: В номере № 1 за 2004 год была интересная статья «Да будет свет!», в которой разработчиками лампы накаливания названы Эдисон и Свен. Но ведь очень важно было бы сказать, кто познакомил Эдисона с лампами накаливания на угольных нитях в 1877 году на строительстве Литейного моста. И что именно русский изобретатель получил в 1890 году патент на лампочку с вольфрамовой нитью, которой мы до сих пор пользуемся. При этом нисколько не умаляются заслуги Эдисона, усовершенствовавшего откачку воздуха из колбы лампочки (у отечественных разработчиков такой аппаратуры не было), продлившего срок ее службы за счет использования японского бамбука в качестве источника угля, облегчившего ввод тока в колбу при помощи платиновых проволок и, конечно, создавшего «эдисоновский патрон», дошедший до наших дней почти без изменений.

ПМ: Действительно, именно наш соотечественник Александр Николаевич Лодыгин в 1872 году подал заявку на патент лампы накаливания. В 1877-м Эдисон ознакомился с образцами ламп Лодыгина. Тем не менее они были еще слишком далеки от совершенства, и Эдисон проделал гигантскую работу по их совершенствованию — для этого понадобилось более шести тысяч экспериментов. В 1890 году Лодыгин получил патент на лампу с металлической нитью из тугоплавких металлов (вольфрама, молибдена), а в 1900-м — продемонстрировал лампу накаливания с вольфрамовой нитью на Парижской всемирной выставке. В 1906-м спор с Эдисоном о приоритетах заканчивается покупкой патента Лодыгина основанной Эдисоном компанией General Electric. Мы постараемся и в будущем знакомить наших читателей с историей техники, в том числе и с заслугами российских изобретателей и ученых.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2004).