Лучшее письмо месяца Дмитрий Лемешев: Здравствуйте! Приятно видеть, как ваш журнал становится все интересней от номера к номеру! Так как я химик по образованию, гражданскому и военному, мне очень интересны все статьи, в которых вы затрагиваете эту тему.
Письма читателей: За лучшее письмо - приз!
Наш приз лучшему читателю месяца – зажигалка zippo от компании «королус». Изобретенная джорджем блейсделом в 1932 году конструкция до сих пор считается одной из самых надежных и легких в использовании

Лучшее письмо месяца

Дмитрий Лемешев: Здравствуйте! Приятно видеть, как ваш журнал становится все интересней от номера к номеру! Так как я химик по образованию, гражданскому и военному, мне очень интересны все статьи, в которых вы затрагиваете эту тему. Очень понравился материал про биополимеры. Я много о них слышал, но что это такое конкретно — узнал только от вас. Очень хорошо вы рассказали про теорию бран. Но в статье про Александра Паркеса вы допустили маленькую ошибку: он действительно искал заменитель слоновой кости для биллиардных шаров, он даже почти его нашел, только назывался он целлулоид, а не нитроцеллюлоза. Понимаете, нитроцеллюлоза — это ткань, пропитанная смесью азотной и серной кислот, и применяется она в военной промышленности в качестве… бездымного пороха!!! Представляете, что бы было, если бы Паркес сделал шар из нитроцеллюлозы! Помните фильм «Приключения неуловимых мстителей»: «Много! Слишком много…». Было бы примерно так… Я не спорю, Паркес действительно создал нитроцеллюлозу, но не для биллиардных шаров. Спасибо вам за такой интересный журнал. Желаю вам еще больше читателей и больших тиражей!

Парашют-воланчик

Александр Матвеев: С каждым номером вы все больше и больше уделяете внимание разработкам и научным достижениям в США. В «ПМ» № 11 (13) пишется про быстрораскрывающийся парашют фирмы EES, но ведь в России не так давно был разработан парашют в виде воланчика. Этот парашют способен спускать человека как с орбиты, так и с высоты двух этажей. При этом он не загорится, не перевернется, не зацепится, не порвется. И даже когда он проходит через плотные слои атмосферы, температура вокруг тела человека не будет превышать 400С. Я думаю, разработка наших ученых куда лучше, надежнее и эффективнее. А вы как думаете?

ПМ: Вы, наверное, имеете в виду надувное тормозное устройство (НТУ), разработанное в КБ ЦНИИмаш. Идея таких устройств вовсе не нова и впервые была предложена несколько десятилетий назад НИЦ им. Г.Н. Бабакина для обеспечения посадки межпланетных автоматических станций на Марс и Венеру. В наше время эту технологию пытались применить для безопасного спуска полезных грузов и экстренной эвакуации экипажа космической станции с орбиты на Землю. Насколько нам известно, к сожалению, все три попытки испытания подобного устройства потерпели неудачу с полной или частичной потерей спускаемого аппарата. Что касается НТУ для спасения людей из высотных зданий, то проект существует на уровне идеи — никто в таком воланчике из здания не прыгал. Американский же парашют EES прошел испытания, и на фотографии в нашем журнале как раз запечатлен реальный прыжок испытателя из окна здания. Если отечественная система НТУ все-таки будет создана, наш журнал будет первым, кто об этом напишет.

Махолеты

Михаил Алагуров: Помнится, в детстве я покупал игрушечного голубя с резиновым двигателем и крыльями из пленки, который вполне сносно летал. Хотелось бы, чтобы в одном из следующих номеров вы затронули тему махолетов. В какой стадии сейчас находятся исследования в этой области и есть ли какие-либо успехи в теории и практическом применении идеи машущего полета? А может быть, это просто тупиковая ветвь развития авиации? Пускай ваши эксперты выскажут свое мнение.

ПМ: Насколько нам известно, массовое увлечение махолетами прошло и ни одна крупная авиастроительная компания не рассматривает серьезно машины, использующие принцип машущего полета. Также пропал интерес к ним и у авиамоделистов. Однако мы разыскали одного из сохранившихся энтузиастов и планируем весной написать о современном состоянии этого увлечения и отснять полет уникального радиоуправляемого махолета.

Неизвестный «Восход»

Игорь Еловских: Мой давний интерес — пилотируемые космические полеты. Поэтому большой энтузиазм у меня вызвала новая рубрика «Всемирная история космоса. Неизвестные страницы». Но, к сожалению, статья «Ракетные мастодонты» в ноябрьском номере журнала, содержит утверждения весьма спорные. Так, автор пишет, что на момент закрытия лунной программы был отработан только скафандр. Но из известных мне публикаций можно сделать вывод, что был отработан весь комплекс Л-3: были успешно испытаны, в том числе и в космических полетах, ЛК-1 — лунный корабль («Космос-379», «Космос-434»), «Союз 7К-ЛОК» и блок Д — лунный орбитальный корабль и ракетный модуль для торможения и посадки на Луну («Космос-382»), успешно срабатывала система САС Н-1. Ошибки при конструировании ракеты Н-1 обсуждать не осмеливаюсь — недостаточно знаний. Хотелось лишь заметить, что Сергей Королев ушел из жизни в январе 1966 года и всю работу над проектом, вплоть до бесславного конца, возглавлял Мишин, который не обладал организаторскими талантами выдающегося предшественника. Осмелюсь предложить тему в рубрику «Неизвестные страницы» — космический корабль «Восход». В публикациях обычно говорится, что «Восход» — это переделка «Востока» для полета экипажа из нескольких человек, сделанная наспех, очень опасная, так как отсутствовала система спасения экипажа на активном участке. Но много непонятного. Ведь проектом предусматривались длительный полет продолжительностью 19 суток, полет женского экипажа, медиков, журналистов. Корабль был оснащен оригинальной системой мягкой посадки — твердотопливные реактивные двигатели, подвешенные на стропах парашюта. На носовой части космического корабля был установлен пакет твердотопливных реактивных двигателей. Зачем? В публикации на сайте www.astronautix. com утверждается, что это резервная тормозная система, которой воспользовался Беляев во время посадки «Восхода-2». Но в отечественной литературе подтверждения этому я не нашел. Такое расположение двигателей наводит на мысль, что оно могло использоваться и как система САС?

ПМ: Утверждение, что на момент закрытия программы Н-1 был готов только скафандр, может быть, и спорное, но имеет право на жизнь. Испытать весь лунный орбитальный корабль можно было только выводом его на орбиту в полном сборе, что сделать могла только ракета-носитель Н-1. Лунный скафандр «Кречет» был готов и испытан полностью, и его орбитальная модификация «Орлан» до сих пор служит на МКС. Ваше пожелание узнать подробнее о корабле «Восток» мы постараемся выполнить, но это потребует некоторого времени.

Перевернутая история

Дмитрий: А не продолжить ли вам тему сравнения военных разработок США и СССР (статья «Ракетные мастодонты») и не назвать ее, например, «Перевернутые страницы истории». Ведь разработка ракеты Н-1 — лишь одна из тайн ВПК СССР. Так, США обладают «невидимкой» B-2, но мало кто знает о Ту-202, аналоге американской машины. Полноразмерный макет самолета из дерева стоял на туполевской фирме в 1989-м. Спереди он немного напоминает Ту-160. Самолет собирались построить в металле, провести испытания и запустить в серию. Проблемы были в финансировании: проект «Энергия — Буран», универсальная стратегическая ракета РТ-23 (аналог МХ), субмарины-охотники с титановыми корпусами, атомные авианосцы типа «Ульяновск», крейсеры типа «Киров» подорвали финансы страны. Начавшиеся экономические преобразования похоронили программу Ту-202. Было бы интересно сравнить B-2 и Ту-202, везунчика и неудачника. Эта тема не встречалась ни в одном авиационном журнале, вы были бы первыми.

ПМ: В этом году постараемся удовлетворить ваше любопытство.

Мифические ядерные заряды

Игорь Егоров: Рад, что вы продолжаете развивать тему ядерного оружия. Первое, что привлекло внимание в статье «Ярче Солнца», — то, что она начинается с картинки… моего рабочего стола Windows, правда в зеркальном отражении. Я и не думал, что первая атомная бомба была настолько проста, и считал, что там использовали не порох, а бризантные взрывчатые вещества. Хочется узнать, что за вертикальные полоски дыма образуются возле эпицентра взрыва и почему они не симметричны. Интересно было бы прочесть про ядерные заряды малой и сверхмалой мощности (0,01−1 кт). Насколько я знаю, в США и СССР было по несколько сотен «ядерных чемоданчиков», весом 20−40 кг и мощностью 0,2−1 кт. Некоторые имели регулируемую мощность и предназначались для диверсий. Особенно интересует полумифический калифорниевый ядерный заряд для гранатометов мощностью 2−3 т тринитротолуола. Слышал даже о попытке создать винтовочный патрон с калифорниевой ядерной пулей, в которой удар на скорости более 600м/с соединял две докритические части в одну надкритическую.

ПМ: Мы обещали в первом номере, что расскажем нашим читателям обо всех видах бомб, как бы некоторые товарищи ни уверяли нас, что это совершенно секретные темы. По понятным причинам материалы пишутся не так быстро, как хотелось. Тем не менее редакция твердо придерживается данного обещания, и все, о чем вы хотели бы узнать, вы сможете прочитать в нашем журнале.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2004).