Лучшее письмо месяца Анатолий Емельянов: У наших авиаторов в плане транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске уникальный опыт: эксперименты начались до Второй мировой (проект «авиаматка»).

Автор лучшего письма получает в подарок часы Seiko Premier SNL041P2 Kinetic Chronograph. Кварцевый механизм часов упрятан в стильный корпус из нержавеющей стали и прикрыт сверху сапфировым стеклом. Главная примечательность хронографа — ретроградный индикатор минут. Модель также выделяется внушительной точностью отсчета, которая составляет 0,2 секунды.
Редакция вручает эксклюзивные футболки с логотипом «ПМ» в качестве поощрительных призов за все опубликованные в журнале письма. Пишите!

Лучшее письмо месяца

Анатолий Емельянов: У наших авиаторов в плане транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске уникальный опыт: эксперименты начались до Второй мировой (проект «авиаматка»). В свое время я был причастен к производству крыльев для «Руслана» и «Мрии». Крылья делались параллельно на двух удаленных заводах и доставлялись на сборку с помощью Ан-22 «Антей». Насколько трудна в пилотировании такая машина, не знаю, но думаю, каждый такой полет — подвиг. Конечно, известны и более ранние случаи перевозки крупногабаритов на внешней подвеске — тот же топливный бак «Энергии» на ВМ-Т, но это единичные перевозки. А в данном случае это были серийные технологические перевозки (и вполне возможно, что впервые в мире). Довольно интересно было наблюдать удивление людей непосвященных, когда они видели в небе 1980-х такой раритет, как «Антей» (снизу не видно консоли крыла, заслоняемой фюзеляжем). Еще ходили версии, что, кроме запуска носителей с «Мрии», разрабатывались также проекты быстрой переброски баллистических ракет с одного стартового комплекса на другой (помните о стартовавших в конце 1970-х «договорах о разоружениях»?) и буровых установок без разборки вышек. Но это уже, вероятно, из области фантастики. Хотя с помощью двухкилевой схемы «Мрии», наверно, вполне возможно…

Живая печать

Андрей Голубцов: В статье «Деиндустриальная революция» («ПМ» № 4'2008) рассматривается множество аспектов будущего использования струйных принтеров. А ведь сейчас появляется новый аспект применения этих технологий — медицинский. Уже сегодня многие ученые научились печатать живые ткани. Владимир Миронов из медицинского университета Южной Каролины и Томас Боланд из Университета Клемсона предложили с помощью принтера, используя специальный термообратимый гель, печатать слой за слоем целые органы. Этой темой активно занимается профессор Габор Форгач и его лаборатория Forgacslab. Форгач с коллегами из университета Миссури создали функциональные кровеносные сосуды и кусочки сердечной ткани при помощи своего перспективного способа печати органов. Все эти эксперименты позволяют надеяться, что в недалеком будущем многие проблемы трансплантологии будут решены и нехватка органов станет делом прошлого.

Дорога в коммунизм

Виктор Мальгинов: Давным-давно в библиотеке мне попалась книжка о применении атома в народном хозяйстве, изданная в конце 1950-х. Мне запомнились атомные самолеты (весьма любопытные аппараты там были нарисованы, как, впрочем, и стартовые сооружения) и атомные поезда. В книге была приведена та же аргументация, что и в статье «Магистрали Третьего рейха» («ПМ» № 3'2008): увеличить провозную способность, поднять комфорт, для этого расширив колею. Там были и рисунки с разрезами обычного вагона, двухэтажного широкого (колея была метра 4 или даже 5) и атомного локомотива с каплевидным фонарем (даже без переплета) кабины машиниста на крыше. Этот поезд мне запомнился тем, что он очень похож на поезд Спиральной Дороги из романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (вероятно, Ефремов был знаком с этим проектом). Забавная ситуация: получается, что при коммунизме люди ездили на поезде, история которого началась в Третьем рейхе…

Хорошо забытое старое

Степан Суворов: Идея бесшумного топливного элемента («Танкисты дальнобойщики», «ПМ» № 4'2008) не нова. Еще на танке «Шерман» монтировалась бензиновая одноцилиндровая вспомогательная установка, подзаряжавшая аккумулятор и прогревавшая двигатель при низких температурах. Конечно, бесшумной эта установка не была, но зато не надо было гонять 375-сильный дизель. Это высоко ценилось советскими танкистами, воевавшими на ленд-лизовских «Шерман» M4A2.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2008).