Непокорные существа: почему зебр невозможно приручить

Почему люди не приручили зебр и сейчас не катаются на них по саванне? Лошади и зебры очень уж похожи. Так в чем же трудности?
Непокорные существа: почему зебр невозможно приручить
BETTMANN / CORBIS
Кажется, зебры – это полосатые лошади. Почему люди не катаются на них, как на лошадях?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек может приручить далеко не каждое животное. Животное, которое можно одомашнить, должно обладать следующими чертами: оно способно размножаться в неволе, непривередливо в еде, у вида есть социальная иерархия (чтобы человек мог стать лидером группы), оно не впадает в панику и у него покладистый характер.

Отсутствие хотя бы одного из этих факторов может стать причиной того, что вид никогда не станет одомашненным. Зебры попадают в эту категорию во многих отношениях.

Европейские колонизаторы, попавшие в Африку в девятнадцатом веке, хотели одомашнить зебр, вместо того чтобы переправлять на континент лошадей. Зебры были не только выгодным вариантом, они также имели устойчивость к болезням, переносимым мухой цеце.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, как оказалось, жители Африки не приручили зебр раньше не просто так. В отличие от лошадей, которые беспечно бегают по лугам, зебры живут в постоянном напряжении, убегая и даже иногда вступая в борьбу с хищниками саванны. Естественный отбор превратил зебр в нервных и агрессивных животных. Загнанная в угол, зебра может забить льва насмерть.

У зебр нет социальной иерархии. Они собираются в группы, но группы для них – не социальная концепция, а техника выживания.

Спины зебр также не созданы для того, чтобы человек мог долго ездить, не говоря уже о том, чтобы переносить тяжелые грузы. Они меньше и слабее лошадей.

Карета с зебрами
THE PICTURE MAGAZINE / PUBLIC DOMAIN
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя зебр невозможно приручить в крупных масштабах, приручение отдельных животных для выполнения «обязанностей» лошадей иногда проходило успешно. Лорд Уолтер Ротшильд обучил группу зебр тянуть карету, на которой он проехал мимо Букингемского дворца, чтобы продемонстрировать их якобы податливую натуру.