Success Rockets: частный космический проект из России

Идея освоения русского космоса исторически является нашей национальной идеей. В условиях всеобщей цифровизации эта сфера стала представлять интерес и для частных компаний. Например, во время форума «Открытые инновации» частная космическая компания Success Rockets презентовала собственные разработки в области сверхлегких ракет, космических буксиров и спутниковых платформ. Ее основатель и владелец Олег Мансуров рассказал нам о том, насколько реально отечественному предпринимателю запустить серийное производство в космоиндустрии, какие земные отрасли больше всего нуждаются в космических услугах и чем космический бизнес похож на IT-проекты.
Success Rockets: частный космический проект из России
pixabay.com

На данный момент в мире несколько десятков проектов по созданию сверхлегких ракет-носителей. В разработках участвуют компании таких стран как Япония, США, Испания, Украина. Чем объясняется столь высокий интерес к этим разработкам?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни странно, всё связано с цифровой трансформацией. С одной стороны, она привела к росту спроса на космическую инфраструктуру для генерации и передачи данных, с другой стороны, сильно продвинулись технологии в сфере микроэлектроники, оптики, создания радаров, т.е. тех комплектующих, которые нужны для создания серийного производства малых космических аппаратов. Другими словами, что раньше могли делать только многотонные аппараты, сейчас могут делать небольшие спутники до 100 кг.

Какие земные отрасли больше всего нуждаются в космических услугах?

Основной потребитель — это ИТ компании, которые используют космические данные для большого спектра своих услуг и сервисов. Начиная от навигации, передачи данных, включая интернет, заканчивая дистанционным зондированием Земли. Но, конечно, не стоит забывать про более классические сферы применения, к примеру, телевидение или военные нужды. Если рассматривать картину в целом, то космические данные сейчас используются почти во всех сферах, начиная от строительства и заканчивая сельским хозяйством, от прогнозирования стихийных бедствий до мониторинга экологической ситуации на планете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как изменится жизнь массового потребителя после того, как сверхлегкие ракеты-носители станут так же просты в производстве и привычны как, например, автомобили с двигателем внутреннего сгорания?

Главное то, что вывод полезной нагрузки в космос станет дешевле и доступнее. Основной ограничитель в развитии космоса сейчас, это стоимость запуска и его длительное ожидание. Сверхлёгкие для космической сферы, это примерно, как персональный компьютер для ИТ.

Почему за несколько лет активной работы ни одной из компаний не удалось запустить серийное производство?

Каждую компанию стоит рассматривать индивидуально, но в целом есть несколько причин. Первое, это преждевременный старт. Ещё несколько лет назад наша страна была не готова институционально к созданию такого рода проектов. Сейчас ситуация тоже не идеальна, но она начала меняться. За это в том числе большое спасибо Роскосмосу и заместителю председателя правительства РФ Юрию Ивановичу Борисову, который многое делает в этом направлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второе, это ошибки в бизнес-стратегии. Многие компании запускали свои проекты находясь в сильной зависимости от внешних поставщиков, а они из-за политических и иных причин не соблюдали свои обязательства.

Success Rockets — не первый российский частный космический проект. S7 Group, «Лин Индастриал», ООО «МТКС»... Их реализацией занимаются команды, знакомые либо с рынком пусковых услуг, либо с хотя бы с организацией полетов, как S7. Проект Success Rockets придуман людьми из совершенно других отраслей (IT, нефть и рынка стройматериалов).

Это не так. Я, к примеру занимаюсь профессионально космосом с 2011 года, впервые выступал на международной конференции по ракетным двигателям ещё в 2012 году. Но да, мне пришлось с 2016 по 2019 по разным причинам уйти в ИТ-сферу, в том числе для создания и реализации Цифрового прорыва. Этот опыт очень полезен сейчас для компании, в российской космической отрасли его было бы невозможно получить. Кроме этого, сфера научных интересов и дипломная работа моего партнёра по компании – Никиты Чередниченко, тоже напрямую связаны с космосом. Наши главные инженеры по всем пяти основным направлениям компании люди с десятилетнем опытом в космической сфере, хотя все моложе 35 лет. А инвесторы обладают активами в сфере информационно-коммуникационных технологий, поэтому прекрасно понимают перспективы подобных проектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы хорошо известны на рынке как организатор хакатонов для крупных компаний и премии «Цифровой прорыв», то есть до Success Rockets ваша профессиональная деятельность была связана исключительно с IT. Как родился Ваш интерес к теме космоса?

Мой интерес к космосу родился ещё в детстве, во многом спасибо за это родителям. Увлекаться космосом, как многие советские дети, начал ещё с детского сада. Ракеты, луноходы, марсоходы и т.п. игрушки были у меня одними из любимейших. Дальше в школьные годы было увлечение пиротехникой, авиамоделированием и первые запуски «сахарных» ракет. Но по-серьёзному, конечно, начал заниматься космической тематикой во время учёбы в университете. Учился в НИТУ «МИСиС», но параллельно в Открытом университете Сколково. В последний попал с идеей конструкции космического корабля по типу стандартизированного конструктора. Там и там было много интересных курсов и проектов по космической тематике. На третьем курсе даже выступал на Российско-Германской конференции по ракетным двигателям. Ещё запомнилось участие в международной космической школе, которую организовывал Сколтех, тогда удалось познакомиться со многими специалистами из других стран, и узнать, какие там исследования ведутся в сфере освоения космоса. Так же были полезны стажировки в Массачусетском технологическом институте и Политехническом институте Гонконга. Благодаря всему этому в 2015 году уже сформировалось видение того, каким может быть частный космический проект в России. Но в связи с жизненными обстоятельствами, пришлось отложить тему космоса и старт проекта на пять лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По вашим словам, идея проекта вынашивалась пять лет. Что стало поворотным моментом в переходе от обсуждений к конкретным действиям?

Поворотом стали события прошлого года. Во-первых, создание Цифрового прорыва и установление мирового рекорда с вхождением в Книгу рекордов Гиннесса, это стало той вершиной, с которой ты понимаешь, что в этой сфере расти больше некуда, но есть и другие вершины, которые становятся более реальными с появившемся опытом. Во-вторых, много стал общаться с крупнейшими ИТ-компаниями, в результате чего стал очевиден их интерес и формирующаяся потребность в космических технологиях и данных. Основными драйверами развития космоса в мире являются такие компании как Google, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), Amazon и др. Российские ИТ-компании тоже смотрят в этом направлении, МегаФон уже открыто заявил об этом, думаю остальные тоже скоро о себе заявят. В-третьих, ряд моих старых друзей, обладающих приличным капиталом и зная хорошо меня и мои компетенции, ещё более активно стали мотивировать запустить свою космическую компанию. В-четвёртых, государство заявило готовность способствовать развитию частной космонавтики. Все эти причины: опыт, спрос, наличие инвестиций и внешние условия стали катализатором старта проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Success Rockets — название проекта. Насколько можно судить, подход к организации процесса работы сильно отличается от классической модели КБ. Сформирован ли у вас основной пул разработчиков?

Да, основные разработчики и инженеры собраны. Но, конечно, по мере развития мы будем расширять свой штат и перечень компетенций, поэтому открыты для новых людей. Сейчас внутри компании создано пять продуктовых подразделений: по работе над сверхлёгкими ракетами, по работе над космическими буксирами, по созданию малых космических аппаратов, по разработке спутниковых группировок и по анализу космических данных.

Последний, к примеру, состоит из групп разработчиков в Новосибирске, Севастополе и Владивостоке. По каждому направлению мы сотрудничаем с рядом университетов и научных центров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пригодится ли ваш опыт проведения хакатонов в организации работы по этому проекту?

Да, он оказался очень полезен. Из-за своей долгой закрытости космическая сфера отстала именно в своих бизнес-процессах, ИТ в этом плане продвинулось значительно дальше и больше соответствует современным реалиям. Перенос лучших практик проектной работы и разработки продуктов делает нас более конкурентоспособным, чем другие предприятия в индустрии, у нас постоянные издержки меньше.

В чем основное конкурентное преимущество работы сборной команды?

Основное наше отличие, от наших коллег по космической сфере, это продуктовая логика. Мы идём от рынка, от его потребностей и финансовых параметров. Мы не ограничены госпрограммами и бюджетными правилами. Наши сборные команды, это структуры, способные полностью создать конечный продукт, у других компаний чаще всего отдельные команды отвечают за часть продукта, за отдельную деталь. При нашей схеме меньше коммуникационных издержек, меньше бесконечных согласований, простоев и т.д. Кроме этого, люди придя в нашу компанию, могут реализовать свой творческий потенциал, они не просто исполнители, а со-творцы тех продуктов, над которыми они работают. Мы сейчас уже живём в технологическом мире, выходящем далеко за пределы знаний и интуиции главного конструктора, в связи с чем распределённая структура в паре с передовыми программными средствами моделирования, даёт более качественный и быстрый результат. Если интересно, то на эту тему много написано и сказано у Алексея Ивановича Боровкова, который в том числе повлиял на нашу команду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По вашим словам, при условии финансирования, первые пуски возможны уже в 2024 году.

Нет, первые испытательные пуски, если речь идёт о суборбитальных ракетах, запланированы уже на лето будущего года. Если речь идёт о орбитальных пусках, то нам потребуется ещё порядка 2-3 лет, т.е. речь может идти о 2022 или начале 2023 года. В 2024 году компания должна выйти на проектную мощность. Это в том числе вопрос национальной безопасности.

Каковы основные этапы реализации проекта?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы проект разделили на три этапа. Первый, это создание и запуск суборбитальной ракеты (тестирование двигателей и топлива, запуск в стратосферу на высоту 30-50 км и в космос на высоту 100+ км), создание макетов МКА и космического буксира. Второй, создание орбитальной ракеты (коммерческий запуск ракеты на высоту 200+ км) со спутниковой платформой и космическим буксиром. Третий, развертывание инфраструктуры для массового производства сверхлёгких ракет, МКА, космических буксиров и запусков их с собственных космодромов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каков общий объем требуемых инвестиций?

Мы его уже озвучивали, пока он не изменился, и составляет порядка 50 млн долларов, но, кроме этого, государство, в лице федеральных ведомств и региональных властей, готово брать на себя затраты на инфраструктуру и изменения в нормативно-правовой плоскости.

Каковы договоренности с Роскосмосом, поддержат ли они проект и, если да, то на каком этапе?

Да, Роскосмос заявляет, в том числе публично, что поддерживает нас. Не стоит забывать, что это наш основной регулятор, сейчас мы ведём обсуждение с ним о получении всех необходимых лицензий и разрешений, и что радует, коллеги готовы с этим помочь в ускоренном порядке, так как наши разработки нужны Роскосмосу, для исполнения поручений Президента и решения задач прописанных в Федеральной космической программе на 2016-2025 годы. Но стоит уточнить, что мы не рассматриваем Роскосмос в качестве заказчика и не планируем получать от него финансирование, в этом смысле мы не создаём конкуренцию другим российским предприятиям входящим в структуру госкорпорации. Наша основная рыночная цель, это российские и международные частные клиенты.