Дмитрий Паховский: лучшее письмо месяца В конце 1960-х на Семипалатинском полигоне была поставлена задача создать «чистую» подземную полость с помощью ядерного взрыва. Обычно в то время рыли шахту, куда закладывали заряд.

Дмитрий Паховский: лучшее письмо месяца

В конце 1960-х на Семипалатинском полигоне была поставлена задача создать «чистую» подземную полость с помощью ядерного взрыва. Обычно в то время рыли шахту, куда закладывали заряд. Глубину заложения и мощность рассчитывали так, чтобы образовавшаяся полость не достигла поверхности земли. При таком способе «грязная» пыль вырывалась наружу через шахту и загрязняла окружающее пространство. И сама полость оказывалась сильно загрязнена. Но, как рассказал мне один из разработчиков, они придумали способ сделать полость «чистой» (его назвали «принцип насоса»). Рядом с основной шахтой, на расстоянии, превышающем диаметр взрывной полости, рыли еще одну. От второй шахты к первой прокладывали стальную трубу, которая немного не доставала до места заложения заряда. После этого обе шахты закрывали особым способом и производили подрыв. Как только внешняя граница взрывной полости достигала трубы, практически все «грязные» газы и пыль за счет разницы давлений уходили во вторую шахту, где образовывалась вторая полость. Далее под действием взрывной волны и температуры труба плавилась и схлопывалась, изолируя одну полость от другой. В результате первая полость оставалась практически «чистой», а все «грязные продукты» оказывались захоронены во второй! И никакого загрязнения на поверхности!

Роковое увлажнение

Виктор Ворзапов: В статье «Забытая взрывчатка» приведена широко распространенная еще со времен Русско-японской войны версия о причинах повышенной влажности пироксилина. На самом деле причина, возможно, была другая. В свое время академик А.Н. Крылов после изучения материалов по 2-й эскадре дал следующее объяснение: «Кому-то из артиллерийского начальства пришло в голову, что для снарядов 2-й эскадры необходимо повысить процент влажности пироксилина. Этот инициатор исходил из тех соображений, что эскадра много времени проведет в тропиках, проверять снаряды будет некогда, и могут появиться на кораблях случаи самовозгорания пироксилина. Нормальная влажность пироксилина в снарядах считалась 10−12% процентов. Для снарядов же 2-й эскадры установили норму 30%. Что же получилось? Если снаряд попадал в цель, то при ударе взрывались пироксилиновые шашки запального стакана снарядной трубки, но пироксилин в самом снаряде не взрывался из-за своей 30%-ной влажности. Выяснилось это в 1906 году при обстреле с эскадренного броненосца «Слава» взбунтовавшейся крепости Свеаборг. Броненосец «Слава» достраивался и не успел попасть в состав 2-й эскадры, но был снабжен теми самыми «тридцатипроцентными» снарядами. При обстреле крепости на броненосце не видели разрывов своих снарядов. Когда крепость все же была взята, артиллеристы нашли свои снаряды в крепости почти совершенно целыми. Только некоторые из них были без дна, а другие слегка развороченными. Об этом тогда было приказано молчать».

Вынужденная забастовка

Алексей Андреев: Хочу рассказать о ситуации, происходящей в данный момент у меня на работе. В статье «Страна шоссейных гигантов» есть небольшая несостыковка фактов по поводу нового мирового рекорда на самый длинный автопоезд: на страницах 62 и 63 у одного и того же тягача указано различное количество прицепов! Я не стал бы беспокоить редакцию, если бы статья не заинтересовала наших мастеров. Мнения незамедлительно разделились, подтвердить или опровергнуть сведения с помощью поиска в интернете не удалось. Может, не все прицепы были одинаковой длины? Уже делаются ставки на правильный ответ. Только что к спору подключился проектный отдел и руководство одного из складов. Огромная просьба: дайте, пожалуйста, правильный ответ, а то все технические отделы фирмы выведены из строя, а скоро зарплата!

ПМ: Приносим извинения за опечатку. Никак не ожидали, что она выведет из строя технические отделы вашей компании. Тягач Джона Аткинсона протащил за собой 113 (сто тринадцать) груженых прицепов. Официальный пресс-релиз компании Mack Trucks можно прочитать на ее сайте.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2007).