ИИ в искусстве: художники фестиваля EverArt Weekend. Часть 2

Редакция Популярной механики продолжает изучать программу онлайн-фестиваля современного искусства EverArt Weekend, который начнется уже завтра, 3 июля, и продлится до воскресенья, 5 июля. Мы сделали вторую подборку выставок фестиваля, на которые мы рекомендуем обратить особое внимание.
ИИ в искусстве: художники фестиваля EverArt Weekend. Часть 2

Майк Тайка (Mike Tyka), американский художник, скульптор, кандидат наук в области биофизики и разработчик компании Google станет еще одним участником научного арт-проекта «Нейросетевая Апофения», организованного онлайн-аукционом и галереей Art&Science и Digital Art KURFUTURELAB, о котором мы рассказывали в первой части нашей подборки.

В 2015 году Майк вместе другими инженерами из Google Александром Мордвинцевым, Крисофером Ола участвовал в создании алгоритма DeepDream, который быстро превратился в сенсацию благодаря получаемым с его помощью психоделическим картинам, наполненными алгоритмическими иллюзиями, птичьими перьями и собачьими глазами. В том же году Майк создал несколько первых масштабных художественных работ и стал одним из основателей программы «Художники и машинный интеллект» (Artists and Machine Intelligence) в Google. Его проект «Портреты воображаемых людей», который сгенерировал новые лица на основе тысяч фотографий, приобрел широкую известность и был показан на фестивале Ars Electronica в австрийском Линце, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке и в Новом музее в Каруидзава в Японии. 

На EverArt Weekend  представлена одна из самых поэтичных работ художника — «EONS», так называемая ГАНорама (ГАНы — сокращенное название генеративно-состязательных нейросетей, GAN’s — англ. Generative adversarial network). Нейросеть анализирует наши собственные представления о мире на основе датасетов с изображениями и создает свою версию этого мира, при этом, выявляя в каком-то смысле образы человеческого коллективного бессознательного, но немного меняя точку зрения с человеческой на машинную, создавая странный эффект отстраненности и включенности одновременно. Музыка, как и видеоряд, полностью сгенерированы нейросетями. Цель этой работы — напомнить нам о нашем коротком и недальновидном существовании на этой планете, наших отношениях с природой в геологических масштабах времени, которые, несмотря на все наши накопленные научные знания, остаются для нас эмоционально непостижимыми. 

«Eon» или в другом написании «aeon» означает «жизнь», «жизненная сила», «бытие», а также длительное время, соотносимое с возрастом геологических эпох или космической материи, что для человека означает, по сути, вечность. Платон использовал это слово, чтобы обозначить вечный мир идей и эта поэтическая метафора Майка, перекликаясь с философией Платона, предлагает нам взглянуть на технологию машинного обучения как на нечто выходящее за пределы человеческого.

Видео работа художника и программиста Джина Когана (Gene Kogan) «Нейросинтез» (2017) раскрывает и расширяет метод работы алгоритма DeepDream и предлагает зрителям погрузиться в визуальную эстетику, создаваемую искусственными нейросетями и погаллюцинировать вместе с ними. Область визуального воображаемого — это то место, где происходит рождение новых способов видения. Человек обучает машину видеть какие-то образы, но и машина учит человека увидеть эти образы по-новому. То, что происходит во внутренних слоях нейросетей, во многом остается “черным ящиком” даже для самих создателей алгоритмов. В работе «Нейросинтез» художник приоткрывает эти скрытые слои и дает нам возможность помечтать вместе с нейросетью о том, о чем мы, люди, мечтаем, по мнению нейросети.

Вообще Джин не только погружен в творческое исследование генеративных систем и информатики, но и заинтересован в популяризации этой области. Он участвует в многочисленных проектах по разработке программного обеспечения с открытым исходным кодом, регулярно публикует видео-лекции, статьи и учебные пособия, чтобы дать возможность любому желающему глубже разобраться в предмете.  Он также создал ml4a (Machine Learning for Artists) — бесплатную книгу о машинном обучении для художников, активистов и ученых.

Джин Коган. Принтскрин видео работы «Нейросинтез» (2017).

Швейцарский художник Мэттью Керубини (Matthieu Cherubini), живущий и работающий в Пекине, покажет проект «Этические автономные транспортные средства» (2013 — 2017). Мэттью начинал как разработчик, но сегодня использует свои навыки работы с кодом главным образом, чтобы превратить единицы и нули в сложные социально-политические художественные проекты.

Его работа на выставке по сути представляет собой интерактивную игру-симулятор, где игроку предлагают столкнуться с самыми худшими из страхов при вождении автомобиля, в этом проекте – беспилотного. Игра ставит зрителя и участника перед этическим выбором: кого в случае аварии следует спасти — водителя или группу пешеходов, какой выбор делает искусственный интеллект?

Художник предлагает на примере своей видеоработы рассмотреть возможные сценарии будущего, где большинство автомобилей будут беспилотными. Игра напоминает и о том, что чем в большей зависимости люди находятся от технологий, тем возрастают риски для человеческого существования.

Наконец, стоит изучить художественный и научный проект российского мультимедиа-художника Егора Крафта «Исследования Распознавания Содержания» («Content Aware Studies»). Здесь Егор использует метод алгоритмического анализа и технологии машинного обучения для воссоздания утраченных фрагментов скульптур и фризов периода классической античности, а также создания никогда не существовавших объектов этой эпохи. 

В этом исследовании используется глубокое обучение, широко исследуемая технология в области компьютерного зрения и распознавания, на примере синтетически сгенерированного набора данных, состоящего из тысяч трехмерных сканов классических скульптур из коллекций крупнейших международных музеев (пр., Британский Музей, Метрополитен Музей, Национальный музей Рима), обработанных с помощью специально созданного программного обеспечения. Алгоритм генерирует результаты, конвертируемые в трехмерные модели, которые затем печатаются в 3D из различных синтетических материалов, заполняя пустоты утраченных фрагментов мраморных скульптур. Некоторые из этих алгоритмических результатов становятся новыми мраморными скульптурами. 

Все онлайн-выставки будут открыты круглосуточно с 3 по 5 июля на сайте фестиваля и в сервисе Яндекс.Коллекции. Обширная дискуссионная программа, состоящая из лекций, бесед, экскурсий, презентаций работ и виртуальных походов в гости к художникам, пройдет в те же дни. На все прямые онлайн-эфиры необходима предварительная регистрация. Выставка и записи эфиров будут доступны еще в течение месяца после фестиваля по платной подписке.