На днях на экраны российских кинотеатров вышла семейная комедия «Призрак» о дружбе юного школьника с духом погибшего авиаконструктора в исполнении Федора Бондарчука. В фильме «Призрак» фигурирует придуманное воздушное судно, спроектированное и построенное отечественными гениями авиастроения. Это происходит в кинематографической реальности, в действительности же самолет создавали совершенно другие гении — художники по компьютерной графике из московской студии Main Road|Post («Сталинград», «Метро»,"Август.Восьмого").
Как проектировали самолет для фильма «Призрак»?

Работа над самолетом началась с поиска визуального образа. Самым первым на творческую вахту заступил концептуальный художник, перелопативший горы иллюстраций существующих воздушных судов. Режиссер-постановщик картины Александр Войтинский поставил задачу создать самолет будущего. Уже первый из предложенных вариантов всем понравился, но со временем дизайн судна все же претерпел серьезные изменения, чтобы стать ближе по форме к серийно выпускающимся самолетам.

«Первоначальный дизайн самолета пришелся по душе, — рассказывает технический директор студии Main Road|Post Михаил Лёсин, — но с инженерной точки зрения он вызывал ряд вопросов. В ходе дальнейшей доработки он перестал выглядеть чересчур футуристично и приблизился к реально существующим самолетам. Кроме того, нам требовалось соотнести наш дизайн с построенным салоном на площадке».

За основу размеров декорации салона кинематографисты взяли габариты Як-40. Изготовить высококлассные кресла и отделку в отведенные сроки оказалось достаточно проблематично, поэтому салон также был создан средствами компьютерной графики. Актеры играли в салоне зеленого цвета, который позднее подменялся на созданный на компьютере. Тем не менее, основную сложность представлял собой не салон, а фюзеляж. Труднее всего оказалось сымитировать едва заметные вогнутости и неровности в металле — такие детали было необходимо воссоздавать, поскольку самолет показывали крупным планом. Трехмерщикам студии пригодился шейдер (описывающая материал и его свойства подпрограмма), ранее опробованный на тизере еще не вышедшего фильма о космосе «Время первых». Визуализировалась модель в программе Mantra, способной выдавать фотореалистичную картинку.

Кадры внутри салона в сцене с резким креном, когда все летит вверх тормашками, снимались в декорации. Актеров перемещали по салону при помощи тележек и страховочных тросов. Впоследствии все лишнее оборудование вытиралось из кадров на компьютере.

Если салон самолета создавался в 3D, то кабина пилотов представляет собой полноценную декорацию. Вот только сенсорные дисплеи — это продукт видеодизайна, созданный художниками студии «Даго». Во время съёмки актеры всего лишь нажимали на панели зеленого цвета. Пейзаж за окнами кабины также добавлялся на постпродакшен этапе.

Особую сложность представлял собой трекинг (отслеживание и восстановление движения камеры — прим. авт.) отснятого материала из-за использования операторской группой анаморфотной оптики. Эти объективы позволяют снимать широкоформатное кино, но отличаются большим числом артефактов и не самым стабильным фокусом. Трехмерщикам пришлось проявить изрядное терпение и умение, чтобы учесть особенности оптики и качественно интегрировать самолет в съемочный кадр.

Небо

Художники по графике не только моделировали самолет, но и создавали на компьютере небо с облаками.

«Как правило для подобных творческих задач, — комментирует Михаил Лёсин, — используется техника matte-painting (дорисовка фона — прим. авт). Но в нашем случае этот метод не сработал бы, поскольку режиссер планировал показывать самолет в динамике с разных ракурсов. И нужного количества фотографий со схожим освещением мы бы попросту не нашли».

Таким образом, художники разработали небесную карту с цифровой имитацией облаков. Так что сцены с самолетом в воздухе — это 100% компьютерная графика и анимация. То же самое можно сказать про кадры с буксировкой судна при помощи тягача.

Призрак

Эффект с прохождением героя Федора Бондарчука сквозь стены реализован средствами композитинга (многослойный монтаж — прим. авт.) и трехмерной достройки необходимых объектов. В фильме есть сцена, когда почивший в мир иной авиаконструктор ходит по офису. На съемочной площадке участок стены попросту убирался, чтобы актер мог спокойно пройти. Впоследствии стена восстанавливалась на компьютере. При этом на Бондарчука в момент прохождения через проем проецировались лазерные метки с построителя плоскостей, чтобы художники по графике лучше понимали в какой точке следует «отрезать» актера.

Сцена в автобусе, в которой призрак тащит школьника между рядами кресел, снималась в несколько проходов. Бондарчук ехал по проходу в автобусе на тележке, школьник летел на тросах. Переднюю и заднюю части автобуса также снимали по отдельности. Позднее все эти элементы соединялись в единое изображение на этапе композитинга в программе Nuke.

В общей сложности, в фильме «Призрак» более 250 планов с компьютерной графикой. По словам продюсера картины Михаила Врубеля, на компьютерную графику в картине было израсходовано около 20 млн рублей. При этом эффекты в картине не являются самостоятельным аттракционом, а служат современным обрамлением трогательной истории о дружбе и взрослении.