Александр Усовский: лучшее письмо месяца Прочел статью «Рождение Дредноута» («ПМ» № 6'2006), и появилось желание вставить свою реплику.

Александр Усовский: лучшее письмо месяца

Прочел статью «Рождение Дредноута» («ПМ» №6'2006), и появилось желание вставить свою реплику. Во‑первых, «Дредноут» смог получить артиллерийское вооружение all-big-gun именно потому, что паровая турбина (при равной мощности с паровой машиной тройного расширения) занимает значительно меньше места на корабле и освобождает водоизмещение под дополнительные пушки и артиллерийские погреба. Во‑вторых, «Дредноут», в отличие от всех своих последующих «систершипов», не получил системы централизованного управления артиллерийским огнем! То есть наблюдатель на фок-мачте имел телефонную связь с башнями и боевой рубкой, но ни отметчика Скотта, ни столика Дрейзера, ни прибора Полена «Дредноут» не имел. Вся эта музыка появилась на, извините за тавтологию, дредноутах, следующих за «Дредноутом». В-третьих, линейно-ромбовое расположение башен главного калибра не было ошибкой, а предназначалось для «сосредоточения максимально возможного огня по курсу корабля»: вперед могли стрелять шесть орудий, на борт — по восемь; это делалось в целях универсализации корабля (которая с постройкой флота дредноутов стала ненужной). В-четвертых, откуда эти бредни о «лучшей бронепробиваемости германских 280-мм снарядов по сравнению с английскими 305-мм»? Ведь Ютланд показал совершенно иное — германские линкоры и линейные крейсеры с 280-мм артиллерией не выдерживали огня англичан на значительно больших дистанциях, чем те, с которых могли уверенно поражать врага сами! И наконец, «сверхдредноуты» — это именно «орионы» с 343-мм артиллерией! «Куин Элизабеты» с 381-мм артиллерией можно назвать «сверх-сверх-дредноутами», поскольку до конца войны немцы так и не ввели в строй «байерны» с 380-мм артиллерией, и английские линейные корабли «быстрого дивизиона» остались непревзойденными по мощи артиллерии. А вообще замечательно, что «ПМ» пишет о военно-морском противостоянии перед Первой мировой — для многих наших современников является откровением даже тот факт, что подводные лодки уже были в составе флотов всех воюющих держав 1914 года.

Вопросы освещения

Сергей Макаревич: Хотелось бы сделать пару замечаний по статье «Зажигая стадионы» («ПМ» №4'2006). Во‑первых, в природе не существует металл-галоидных ламп. Есть металло-галогеновые. Во‑вторых, Прожектор, изображенный как Arena Vision MVF 403, не является асимметричным. Асимметричные прожекторы по конструктивному исполнению не бывают круглыми, как не бывает в природе квадратного солнца.

ПМ: Вы совершенно правы, название «металлогалогеновые» — действительно грамотное обозначение подобного типа ламп. Нас немного извиняет лишь то, что в некоторых источниках слова «металл-галоидные» и «металлогалоидные» тоже употребляются (согласно Большой cоветской энциклопедии, «галоиды — то же, что и галогены»). А вот прожектор MVF 403 — все-таки асимметричный, но не круглый, а эллиптический (на иллюстрации это не слишком заметно из-за ракурса съемки). А вообще-то форма переднего «иллюминатора» не играет особой роли — теоретически при сложной геометрии фасетчатого рефлектора асимметричного распределения светового потока можно было бы добиться и при идеально круглой выходной апертуре прожектора.

Коварная шимоза

Аноним: Хотел бы немного уточнить статью «Рождение Дредноута». Японцы действительно использовали шимозу в своих снарядах. Но шимоза — это просто быстровоспламеняющаяся начинка снарядов, никаким образом не влияющая на дальность полета. Именно шимоза стала одной из главных причин поражения русского флота в Цусимском бою. Наши попадали не меньше и не реже, но отвратительный взрыватель российских снарядов приводил к тому, что, пробивая броню, они просто выпадали с другой стороны. В то время как японские снаряды, напичканные шимозой, разрывались при малейшем столкновении с такелажем наших кораблей, выводя из строя членов экипажа и провоцируя пожары.

Ошибка марсиан

Алексей Негодин: На приведенном в «ПМ» №2'2006 фото — Peugeot 807 Marser, воплощение будущего марсианской автопромышленности. Я понимаю, что это только плод фантазии и дизайнерского мастерства художника, но задний спойлер и воздухозаборник на крыше явно лишние. Атмосфера Марса состоит в основном из углекислого газа (свыше 95%), поэтому двигатель должен быть либо электрический, либо на двухкомпонентном топливе (горючее + окислитель). А антикрыло должно быть намного больше: атмосфера Марса разрежена, и там часто бывают пылевые бури, вызываемые сильными ветрами.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2006).