Алексей Ардашев: лучшее письмо месяца Хочу дополнить статью о летающем гиганте К-7. В основу этого самолета было заложено множество передовых для того времени решений.

Алексей Ардашев: лучшее письмо месяца

Хочу дополнить статью о летающем гиганте К-7. В основу этого самолета было заложено множество передовых для того времени решений. Необычная аэродинамическая схема основывалась на прогрессивном принципе: убрать все лишнее, что не создает подъемную силу. Поэтому оставлено было только крыло, в котором размещались экипаж, двигатели, механизмы и полезная нагрузка. Уровень развития аэродинамики того времени не позволил Калинину использовать принцип «летающего крыла» в чистом виде, поэтому была принята схема с классическим хвостовым оперением, соединенным с основным крылом двумя балками. Изюминка проекта — использование крыла с очень толстым профилем (2 м), что позволяло в полете свободно, не пригибаясь, перемещаться вдоль крыла. В варианте бомбардировщика (разбился в ходе испытаний) в крыле размещалась вся бомбовая нагрузка. Параллельно военному был разработан и пассажирский вариант с рекордной для того времени пассажировместимостью. Революционная компоновка (1−2 ряда кресел вдоль размаха крыла) обеспечивала невиданный комфорт: все пассажиры могли смотреть в иллюминаторы вперед по ходу полета и прогуливаться по всей длине крыла. Художник Михаил Левин, изображая альтернативный проект, привычно расположил пассажирский салон ВДОЛЬ оси самолета. А на самом деле он должен был размещаться ПОПЕРЕК ее внутри крыла! И в этом вся прелесть данного проекта.

Опередили

Дмитрий Горячев: Прочитал в «ПМ» №3′2006, что компания Hitachi планирует в 2007 году выпустить на рынок жесткий диск емкостью 1 Тб. Между тем компания La Cie в 2004-м уже выпустила жесткий диск емкостью 1 Тб! А сейчас она выпускает такие диски емкостью до 2,5 Тб.

ПМ: «Диски», выпускаемые La Cie (и другими компаниями) емкостью более 1 Тб, — это дисковые массивы. Внутри корпуса такого массива находятся несколько самостоятельных накопителей. А в журнале речь шла об одном диске подобной емкости.

Горячо!

Андрей: Расчеты экономичности супервариаторов базируются на том, что КПД обычной коробки передач 70−95% (вкладка «Теория, подтвержденная практикой»). КПД трансмиссии в 70% означает, что оставшиеся 30% выделяются в виде тепла. А это несколько киловатт. Может быть, вы видели на каком-то из элементов трансмиссии ваших автомобилей радиаторы охлаждения?

ПМ: КПД современных МКПП 97−99%, КПД АКПП примерно на 5−10% ниже и сравнимы с КПД обычного вариатора. Чтобы убедиться в том, что коробка передач при езде сильно нагревается, достаточно просто потрогать картер коробки любого автомобиля после длительной поездки (он будет очень горячим). Поэтому трансмиссионное масло во многих автоматических коробках охлаждается масляными радиаторами, встречаются радиаторы и у механических коробок.

Учитесь у РЖД

Дмитрий Федоров: Я искренне рад, что железнодорожный транспорт США развивается (см. «Поезд будущего» в «ПМ» №2′2006), но хотелось бы дополнить статью. Я закончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта, работал на ЖД и могу сказать, что пневматические тормоза с электронным управлением (ЕСР) — это схема, давно используемая в пассажирских вагонах в России, а не только в Канаде и ЮАР (у нас они называются электро-пневматическими тормозами). С 1997 года в России применяются и ограничители вертикальных перемещений автосцепок. Они нужны для того, чтобы при продольном перепаде уровней пути не произошел саморасцеп вагонов, a вовсе не для предотвращения повреждений котла цистерны. Вообще, установленная на российских вагонах автосцепка СА-3 была разработана еще в 1934 году и до сих пор считается лучшей в мире в своем классе. Удивительно, что до настоящего времени 40% путей в США остаются «темными» (не обеспеченными сигнализацией) и, как следствие, в сводках новостей часто проходит информация о крушениях в США поездов, перевозящих опасные грузы. И это при их экономическом и техническом развитии! В России же все железнодорожные пути общего пользования оборудованы системой центральной сигнализации, блокировки и связи. И интервал движения поездов составляет всего несколько минут. Может быть, американским железнодорожникам стоило бы поучиться чему-нибудь у российских, а не «открывать Америку»?

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2006).