Задайте свой вопрос и вы!
Был ли у динозавров второй мозг? Что такое металлическое стекло? «ПМ» отвечает на вопросы читателей

Был ли у динозавров второй мозг?

О том, что у динозавров типа ощетинившихся треугольными пластинами стегозавров или зауропод, характерным представителем которых был гигантский диплодок, имелся «второй мозг», мы слышали со школьных лет. Особую пикантность этой информации всегда придавало местоположение «мозга» — нас очень веселило то, что динозавр думал тем местом, которым «думаем» мы, когда совершаем ошибки и глупости. Понятно, что никакого мозга у динозавров — ни головного, ни «заднего» — никто никогда не видел: в распоряжении палеонтологов есть лишь окаменевшие скелеты, показывающие, что в районе таза некоторые динозавры имели расширение спинного канала. Будь оно заполнено обычной нервной тканью, ее объем превысил бы объем головного мозга в 20 раз. Но в отличие от автора гипотезы о «заднем мозге», американского исследователя XIX века Гофониила Марша, современные палеонтологи склонны считать, что полость содержала не мозг, а так называемое гликогеновое тело, обнаруженное также и у птиц — прямых потомков динозавров. Гликогеновое тело состоит из нервных клеток, содержащих большой запас полисахарида гликоген. Таким образом, это не мозг, а скорее дополнительный источник энергии для нервной системы.

Бывают ли спутники у астероидов?

Фото

Да, несмотря на небольшие размеры, некоторые астероиды (их известно уже более двух десятков) обзавелись своими «лунами», имеющими в поперечнике максимум несколько километров. Более того, в мире астероидов встречаются и тройные системы: сразу двумя спутниками обладают астероиды Сильвия и Евгения.

Каким образом после краш-тестов определяют, какие «травмы» получил манекен?

Манекены для краш-тестов — очень дорогое и высокотехнологичное изделие, но, разумеется, они не могут полностью имитировать человеческое тело — в частности, структуру и физические параметры внутренних органов. Однако манекен насыщен датчиками — почти в каждой точке «тела» они замеряют приложенное усилие, ускорение, деформацию. На основании данных датчиков компьютерная программа оценивает, какие травмы мог бы получить человек в случае аварии.

Можно ли случайно или намеренно открыть люк запасного выхода в самолете во время полета?

Нет, это невозможно, во всяком случае для одного человека. Салон самолета герметичен и «наддут», то есть за счет нагнетания воздуха в нем поддерживается определенное давление, и оно всегда больше забортного. Даже при небольшой разнице давлений для того, чтобы вытащить люк на себя, нужны нечеловеческие усилия. Ну и конечно, люк снабжен дополнительными электромеханическими блокировками.

Что такое металлическое стекло?

Для ответа на этот вопрос надо сначала вспомнить, что стекло — это твердое вещество, имеющее аморфную структуру. Иными словами, это быстро охлажденный расплав, в котором атомы «не успели» образовать кристаллическую решетку. Аналогичным образом устроены и так называемые аморфные металлы, или металлическое стекло. В них также отсутствуют кристаллические решетки. Металлическое стекло производится на основе сплавов металл-металл или металл-металлоид, и в качестве исходных материалов могут применяться разные металлы, в том числе железо. К достоинствам материала относится высокая прочность и вязкость. В отличие от обычного, металлическое стекло проводит ток и не обладает прозрачностью. Впрочем, есть материал на металлической основе, который крепок как броня и при этом пропускает свет. Это стекло на основе оксинитрида алюминия — соединения алюминия, кислорода и азота.

Задать свой вопрос можно по адресу: pm@imedia.ru

Статья «Вопросы и ответы» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2015).