Анатолий Абашин: лучшее письмо месяца Я пришел на ЭМЗ (тогда еще не им. Мясищева) на практику в 1979 году. Отправили меня считать взлет-посадку М-17.

Анатолий Абашин: лучшее письмо месяца

Я пришел на ЭМЗ (тогда еще не им. Мясищева) на практику в 1979 году. Отправили меня считать взлет-посадку М-17. Первое, чего я не понимал, — почему тяга при взлете только 2/3 от максимума? Ведь чем больше, тем лучше! Оказалось, что при максимальной тяге за счет расположения центра тяжести самолета на 30 см выше оси двигателя возникал кабрирующий момент, полностью разгружавший носовую стойку шасси. И достаточно малейшего порыва ветра, чтоб самолет, как флюгер, начал разворачиваться «на ветер». Это объясняло, что же случилось с первым самолетом. Он выполнял рулежки и пробежки с выключенными навигационными приборами. По всей видимости, пилот дал полный газ, произошла потеря курсовой управляемости и самолет понесло на снежный бруствер. Пилот, желая сохранить машину, взял ручку «на себя» и взлетел на неподготовленной машине. А тут — снежный заряд за зарядом. Навигации нет. Да и неисправности полезли (первый вылет). «Земля» тоже ничем не помогла. В результате сесть он не смог… Вообще для М-17 при разбеге самый неприятный момент возникал при скорости 100−120 км/ч (колеса уже плохо держат, а руль направления еще плохо держит). И если на разбеге заранее взять ручку «на себя», то передняя стойка шасси очень рано отрывается от ВПП. Тут подоспел проект М-55. Оказалось, планируемая установка основных стоек шасси — плохая: при изменении центровки чуть назад самолет мог опрокинуться на хвост. У конструкторов что-то не получалось, и надо было «разрешить новую центровку с заданным положением шасси». Я отказался. Стойки шасси и центровку у М-55 сделали согласно моим расчетам ограничений движения по ВПП. А результат — вот, летает, хоть и изредка, но до сих пор.

Пропавший дом

В февральском номере было опубликовано письмо Александра из Новосибирска — он интересовался, куда делось здание на последней фотографии в статье «Разрушители» декабрьского номера. Скорее всего, это и был тот самый корпус больницы, в котором умер Элвис Пресли, а последняя фотография сделана уже после его подрыва. «Не то чтобы прямо здесь, но в соседнем, тоже пустующем здании, дверь в дверь. Чуть позже компания снесет и это здание…» — цитата из статьи, по‑моему, вполне все объясняющая. А со снимком действительно забавно получилось.

Русское оружие?

Алексей Алесковский: Прочитал в № 2 «ПМ» о пейнтбольном маркере Tippmann C3. Изобрел это оружие русский конструктор-оружейник. Еще в 1997 году в Москве вышла книга «Искусство оружейника» Ю. Ладягина, в которой был эскиз и описание газовоздушного оружия, метавшего пулю именно газами от сгорания смеси пропана с воздухом.

ПМ: История газовоздушного оружия насчитывает почти столетие, эксперименты с ним ведутся еще с начала XX века (в основном с использованием жидкого горючего, распыленного в камере сгорания). Но получить от подобного оружия достаточную боевую мощность оказалось невозможно. Зато оно нашло свою нишу в самодельных «картофельных пушках» (spud guns), которые многочисленные энтузиасты строят в США с 1950-х годов. Tipp-mann C3 — их близкий родственник.

Мечта Джеймса Бонда

Иван: 1 МВтч/кг — удельная энергия супермаховика из карбонового волокна. Это 3600 МДж/кг. У керосина — всего лишь 40 МДж/кг. Да еще к нему надо почти в три раза больше (по весу) кислорода. На таком топливе мы в космос летаем. Так что автомобиль с супермаховиком Гулиа из карбонового волокна сможет, пожалуй, на одной заправке выйти разок на орбиту вокруг Земли. Причем без всякой радиации и многоступенчатости. Мечта Джеймса Бонда. Может быть, будет даже рентабельным возить в таких маховиках энергию с орбитальных солнечных электростанций…

Ачипятки!

Михаил: Досадно было обнаружить в мартовском номере опечатки. В статье «Гибриды на перепутье» двойная смена полосы у Тойоты никак не может быть 894,3 км/ч, а анионы из статьи «Квантовое беззаконие» — все же отрицательно заряженные ионы.

ПМ: Просим прощения за досадные опечатки и оговорки. Впредь будем внимательнее.

Приносим извинения

В №10 «ПМ» за 2005 год в статье Михаила Горбачева «Колоть и резать» широко использованы материалы из статьи «Шины, как розы — с шипами и без…», опубликованной в журнале «Автомобиль и сервис» за февраль 2001 года. Редакция «ПМ» приносит извинения авторам этого материала и постарается в дальнейшем не допускать таких ошибок.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2006).