Любимый экспонат моих детей в Эрмитаже — золотой павлин, часовой автомат из позолоченной меди работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Чтобы увидеть его в действии, дети готовы стоять час рядом, не отходя. В автомате используются четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры совы, павлина и петуха, — и все до сих пор работают.
Александр Грек о летающей реактивной копии истребителя МиГ-29 в масштабе 1:5

Говорят, в Россию часы привезли разобранными в нескольких лукошках для грибов. А в Санкт-Петербурге шедевр собрал, усовершенствовал и запустил Иван Кулибин, и без его руки они не проработали бы так долго — это единственный в мире действующий крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений.

Интересно, какое механическое устройство нашего века можно поставить рядом с этими часами через 250 лет? Одного из претендентов я видел недавно — точнейшую летающую реактивную копию истребителя МиГ-29 в масштабе 1:5. Работа мастеров, создавших ее, по тонкости не уступает искусству английских механиков, а по сложности и превосходит, как XXI век превосходит век XVIII: внутри не часовой механизм, а два турбореактивных двигателя — самое сложное механическое устройство на сегодняшний день. Точность изготовления модели настолько избыточна, что на свете найдется мало людей, способных оценить это произведение. Достаточно упомянуть, что в полете самолет управляется штурвалом (вернее, джойстиком), точно как настоящий. Только увидеть это нелегко: попробуйте заглянуть в кабину модели, летящей на скорости 350 км/ч! Если сильно заморочиться, можно с увеличительным стеклом заглянуть в кокпит и поразглядывать, например, стрелки на приборах — невооруженным глазом это вряд ли удастся. В общем, нам есть чем удивить наших далеких потомков.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2020).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.