Владимир Куканов: лучшее письмо месяца Хотелось бы кое-что добавить к статье о поездах на магнитном подвесе. Transrapid существует уже много лет, а в самой Германии не построена ни одна коммерческая трасса. Причина — крайне высокая цена пути.
Письма читателей (август 2005 г.): И подарок автору лучшего

Владимир Куканов: лучшее письмо месяца

Хотелось бы кое-что добавить к статье о поездах на магнитном подвесе. Transrapid существует уже много лет, а в самой Германии не построена ни одна коммерческая трасса. Причина — крайне высокая цена пути. У всех инженеров стояла одна и та же проблема — помехи, создаваемые друг другу собственно системой подвеса и системой движения (линейным двигателем). Немцы просто разделили функции: система подвеса находится в локомотиве, а система движения — в активном пути. В этом случае путь становится огромным протяженным двигателем с тоннами меди и электроники на каждый километр.

Гипотетический путь Берлин — Гамбург оценивается в 9 млрд. евро в одну колею. Такие поезда никогда не будут ездить на большие расстояния. В японском варианте HSST и нашем ВСНТ (высокоскоростной наземный транспорт), который делали в Новочеркасске (не ВЭЛНИИ и не НЭВЗ, этим занималось отдельное предприятие), используется очень дешевый путь — простое стальное полотно с небольшими вставками из алюминия. Японцам пришлось применить сверхпроводники, а наши обошлись. Упомянутый в статье единый тягово-подъемный модуль — это не защита от снега, а решение проблемы встречной направленности полей подвеса и тяги. ВСНТ выигрывал и по эксплуатационному показателю — затраты энергии на тонну подвешенной массы — у ВСНТ порядка 1,5 кВт, у японцев порядка 1,9, у немцев больше 2.

Еще один важный нюанс — безопасность при отключении энергии. Transrapid и HSST не могут преобразовывать кинетическую энергию движения обратно в электроэнергию, поэтому им нужны аварийные системы «мягкой посадки». В ВСНТ линейный двигатель может вырабатывать энергию для системы подвеса за счет торможения вплоть до безопасной скорости. Россия вполне могла бы строить такие поезда сама даже сейчас. Может быть, когда-нибудь наши стальные и алюминиевые олигархи поумнеют настолько, что поймут, что строительство многокилометровых путей (а в России других не бывает) — это верный кусок хлеба с икрой на много лет.

О вечном… двигателе

Виктор: Чаша моего терпения переполнена. В июльском «ПМ» всего 2 статьи российские («Утюг на орбите» и «Ошибка инженера Туполева»), остальные — переводные или собраны из иностранных материалов. Ведь «ПМ» выпускается в России, и желательно, чтобы журнал популяризировал нашу науку. Напоследок хочется вспомнить о вечных двигателях. Основываясь на материалах, напечатанных в «ПМ», я могу доказать, что существование вечных двигателей возможно. Вселенная многомерна (в «ПМ» было написано, что она имеет где-то около 12 измерений), а все механизмы и сам человек существует в четырех измерениях. Однако существуют частицы, способные перемещаться по измерениям (об этом тоже было написано в журнале).

Отсюда следует, что для 4-х измерений закон сохранения энергии не выполняется. А значит, возможно существование машин, которые бы использовали энергию частиц, перемещающихся из других измерений, и имели бы КПД более 100%.

ПМ: Во‑первых, в июльском номере «ПМ» мы насчитали только два перевода, остальные статьи написаны нашими авторами. Во‑вторых, как и большинство ученых, мы считаем: наука не делится на «нашу» и «не нашу», она интернациональна. И, наконец, о вечном двигателе. Теория струн, о которой писал наш журнал, действительно базируется на многомерности мира (только измерений не «где-то около 12», а 10, 11 или 26). В рамках этой теории существует гипотеза о том, что при больших энергиях некоторые частицы могут выйти за пределы нашего трехмерного мира.

Самым перспективным кандидатом на эту роль является гравитон. Проблема в том, что он еще не открыт, да и энергия, необходимая для проверки этой гипотезы, пока недостижима даже на самых больших ускорителях. Впрочем, успех такого эксперимента будет означать, что закон сохранения энергии не выполняется лишь для наших трех измерений, а вовсе не для всей многомерной Вселенной. А то, что Вы описали в своем письме, это не «вечный», а так называемый «даровой» двигатель.

Обман зрения

Иван: В статье «Суперхулиган» написано: «на супермотард установлены 17-дюймовые колеса…». Но присмотритесь к фотографиям: на всех иллюстрациях отчетливо видна разница в диаметре между передним и задним колесом! ПМ: Это просто оптический эффект, обман зрения, вызван он тем, что тормозные диски переднего колеса больше, чем заднего, а передняя шина к тому же более узкая и с более низким профилем, чем задняя. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять линейку и измерить диаметр обоих колес на фотографии.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2005).