Петр Антипов: лучшее письмо месяца Автомобили очень даже могут летать высоко! Но каждая новая высота будет добавлять один нолик к цене. Первая высота — это 150−200 м. Для пешехода она кажется большой, на такой высоте летают птицы.
Письма читателей (октябрь 2005 г.): И подарок автору лучшего

Петр Антипов: лучшее письмо месяца

Автомобили очень даже могут летать высоко! Но каждая новая высота будет добавлять один нолик к цене. Первая высота — это 150−200 м. Для пешехода она кажется большой, на такой высоте летают птицы. Двухместный летательный аппарат может обойтись «обычным» двигателем, негерметичной кабиной и будет иметь дальность 500 км, скорость до 200 км/ч и цену около $100 тыс. Вторая высота — 1,5−2 тысячи метров. Для выполнения высшего пилотажа на уровне кучевых облаков необходима повышенная энерговооруженность и прочность (их можно конвертировать в дальность и скорость), но цена вопроса — $1 млн. Высота третья — 15−20 км, совершенно инородная для человека среда, стратосфера. Кроме герметичной кабины нужен санузел, буфет, спальные полки. Реактивный двигатель обеспечит скорость более 600 км/ч, а крыло большого размаха — дальность 6−8 тысяч км. Такая яхта воздушного океана будет стоить $10 млн. и более. Технически вполне реально создать подобные изделия в нашем отечестве, но нужны такие промышленники, как Шидловский (первый авиационный генерал), нужны конструкторы-волшебники, такие как Берт Рутан. Огромное вам спасибо за обложку «ПМ» №8. Более 12 лет в обстановке полного равнодушия я работаю над конструкцией летающего автомобиля. Прототип — биплан с крылом большого удлинения — был построен мной и испытан еще в 1993 году. «Зачем это нужно?» — такой вопрос задавали мне и банкиры, и близкие родственники. После вашей публикации отношение близких родственников к идее моего летающего автомобиля изменилось.

Есть ли тормоз?

Иван: В описании гибридного автомобиля Lexus режим номер 4 («нормальное движение») невозможен без тормоза на генераторе. Или хотя бы без нагрузки на нем (правда, тогда он стоять не будет, а будет все-таки крутиться). Вы не забыли упомянуть про такой тормоз?

ПМ: Нет, не забыли! Никакого механического тормоза там нет, а скорость вращения генератора меняется исключительно с помощью электрической нагрузки. Таким способом можно заставить генератор не только стоять, но вращаться в любую сторону.

Не только БелАЗы

Александр, студент МГУПС (МИИТ): Не могу обойти стороной мою любимую тему о гибридных машинах, примером которой является упомянутый вами Lexus. Приводя примеры подобных отечественных машин, вы упомянули только о карьерных БелАЗах, совершенно несправедливо обойдя локомотивы. Хотя, конечно, это не автомобиль, но тоже не менее гибридный аппарат: почти все дизельные локомотивы имеют электрическую трансмиссию. Применение такой трансмиссии в локомотивах связано не с экономией топлива, а со сложностью передачи большого крутящего момента и распределения его между 6−8 осями локомотива механически.

ПМ: В локомотивах, как и в самых больших в мире карьерных самосвалах (Liebherr, Komatsu и Terex) действительно применяется электрическая трансмиссия. Но есть и примеры использования «механики» — например, в самосвалах Caterpillar.

Подружиться с обувью

Антон Маслаков: В августовском номере вы писали об «умных» кроссовках adidas 1. Они настолько напичканы электроникой, что автор, рассказывая о принадлежностях, которые входят в комплект, и о самих кроссовках, пошутил, что на обуви нет разве что интерфейсных разъемов. Мне это показалось очень смешным. Однако я недавно узнал, что неким китайским самоучкам удалось интегрировать в эти кроссовки Linux-подобную систему. Также был разработан и настроен интерфейсный мост для передачи данных через Bluetooth на КПК или мобильный телефон обладателя интеллектуальной обуви. С помощью специального софта на экране смартфона или наладонника можно отслеживать работу кроссовок и вручную изменять настройки. Кроме этого, выводятся показатели жесткости «подвески», количество сделанных шагов, скорость, пройденный путь и время. По этим данным приблизительно рассчитывается общий пробег в километрах. Конечно, погрешность достаточно велика, но это ведь только первая попытка подружиться со своей собственной обувью. Если adidas не откажется от разработок в этом направлении, то чего же ждать дальше?

ПМ: Кроссовки adidas 1 — достаточно специфическая программно-аппаратная платформа, и установить туда Linux вряд ли возможно. А что касается информации о китайских умельцах, то первоисточник столь интригующей новости датирует эту информацию первым апреля. Впрочем, «купились» на это не только наши читатели: несколько вполне серьезных зарубежных сайтов перепечатали это интригующее сообщение.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2005).