Автор лучшего письма месяца получает в подарок бритву Braun WaterFlex, созданную специально для использования вместе с водой, пеной или гелем. Влажный способ бритья гораздо комфортнее и безопаснее, чем сухой, поскольку вода смягчает волоски, а пена и гель успокаивают кожу. Плавающая головка WaterFlex может поворачиваться на 33° и обеспечивает плотное прилегание к коже на сложных участках.
«Использование титановых сплавов» и другие лучшие письма читателей

Лучшее письмо месяца

Использование титановых сплавов в подводном кораблестроении («Письма читателей», «ПМ» №?10'2014) обусловлено не их коррозионной стойкостью, а высокой удельной прочностью. И применялись они в тех случаях, когда было необходимо существенно уменьшить массу корпусных конструкций. Подводные лодки проекта 705 пришлось строить из титана, чтобы выполнить жесткие требования по величине водоизмещения. Прочный корпус подводной лодки проекта 685 изготовили из специального титаново-циркониевого сплава, чтобы обеспечить большую глубину погружения (1000 м). Субмарины проекта 941 построены из стали. А из титанового сплава выполнялись подводные лодки проекта 945 и 945А, поскольку необходимо было уменьшить массу кораблей, строившихся на внутреннем заводе «Красное Сормово» (Горький), для обеспечения их транспортировки по внутренним водным путям. Титановые сплавы применялись также для строительства различных глубоководных плавсредств: подводных лодок специального назначения и подводных аппаратов. Можно также отметить, что изготовление из титановых сплавов корпуса, гребного вала и гребного винта улучшало акустические характеристики субмарины. Строительство подводных лодок из титановых сплавов осуществлялось только в CCCP, поскольку в то время стоимость титана была не столь велика. Но как только титан стали продавать за рубеж для нужд авиации, цена его взлетела. Поэтому строительство титановой лодки в современной России нереально по экономическим причинам.

Борис Голдовский, бывший генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Лазурит»»

Малы и непобедимы

В статье «Наноботы атакуют» («ПМ» №?10'2014) незаслуженно забыты труды выдающегося писателя-фантаста Станислава Лема. В его романе «Непобедимый» (1964) весьма убедительно представлено, сколь эффективными в боевом отношении могут быть небольшие, простейшие, самовоспроизводящиеся и самоорганизующиеся механизмы против несоизмеримо более внушительных, крупных и сложно организованных противников. Основные преимущества такой архитектуры при ведении боевых действий — отсутствие необходимости централизованного управления, возможность незамедлительного восстановления повреждений и потенциал стремительно эволюционировать. В совокупности это делает такую «тучу» практически неистребимой. Также у Лема имеется и весьма любопытное «антивоенное» применение схожих устройств, изложенное в романе «Мир на Земле». В обоих случаях самые совершенные, в классическом смысле, системы вооружения оказываются абсолютно бессильны против подобного типа устройств. Столь ощутимые преимущества делают весьма вероятными разработку, изготовление и постановку на вооружение схожих боевых систем в обозримом будущем.

Сергей Нефёдов

Это — сила!

В статье «Тест на вечность» («ПМ» №?10'2014) при описании измерения крутящего момента на валу при помощи тормоза Де Прони указано, что разность показаний динамометров — это крутящий момент. На самом деле это сила. Момент на валу будет равняться произведению этой силы на радиус используемого шкива.

Александр Цюк

Буксир для планера

В статье «Виртуальный день «Д»» («ПМ» №?7'2014) допущена ошибка: «…был слышен страшный рев от буксировавшего аппарат к месту высадки бомбардировщика В-47…». Реактивный Boeing B-47 Stratojet поступил на вооружение ВВС США в мае 1951 года, спустя семь лет после высадки в Нормандии. Его место в статье должен был занять поршневой транспортник Douglas C-47 Skytrain (к слову, планер WACО-G4A мог буксировать не только С-47).

Андрей Бучинский

Редакция «ПМ» вручает эксклюзивные футболки с логотипом «ПМ» в качестве поощрительных призов за все опубликованные в журнале письма. Пишите!

Статья «Письма читателей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2014).