Мотокросс или фристайл-мотокросс: что нужно знать

Вы когда-нибудь слышали о мотокроссе? А о фристайл-мотокроссе? Да-да, это две разные дисциплины мотоциклетного спорта! Всего в мотоспорте около 20-ти дисциплин, однако в статье речь пойдет об этих двух: их истории, специфике и особенностях. На статью нас вдохновило интервью с лучшей в России командой по фристайл-мотокроссу Ferz, в составе Владимира и Михаила Ярыгиных, а также Николая Иванкова. Эти ребята занимаются мотоспортом с детства и точно знают, о чем говорят. А теперь обо всем по порядку.
Мотокросс или фристайл-мотокросс: что нужно знать

Немного истории

Все началось с первых соревнований по «будущему» мотокроссу в Лондоне, в 1908 году. Тогда подобные соревнования назывались «гонка за лисой», которая проходила на военном учебном плацу, и заключалась в том, что 13 мотоциклистов и 16 военных всадников должны были соревноваться в езде на пересеченной местности. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье превосходит лошадей по скорости. Однако, цель достигнута не была и победу одержали военные всадники, а из мотоциклистов прошли всю дистанцию только двое. С тех самых пор в разных странах мира стали устраивать гонки на мотоциклах, которые позднее стали называться мотокросс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот фристайл-мотокросс (или мотофристайл) появился совсем недавно, когда в 1985 американский райдер Гай Купер выполнил первый мото трюк «Whip» — «хлыст» на финишном трамплине одной из гонок: он в воздухе развернул байк в сторону задней ноги, а затем вернул его в нормальное положение. Это вызвало бурю эмоций у зрителей и дало начало мотофристайлу.

В России же первый трюк был выполнен Владимиром Ярыгиным в 2006 году, это было сальто назад.

«На подготовку ушло более 6 месяцев. Изначально были тренировочные сеты на велосипеде в воду, пробовали вращение. Чтобы понять, что это вообще такое. Затем брали мотоцикл и пробовали на нем также в водоём. После 10 успешных прыжков в воду с вращением мы переместились на поле со стогами сена. Накопали большой стог сена и тренировались туда, после порядка 10 тренировок в сено мы приняли решение, что я готов приземлиться на землю, искали большую кучу песка, нашли на Бесединской пескобазе, там я и поставил свой первый бекфлип», прокомментировал сам Владимир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фристайл-мотокросс
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специфика мотокросса

Специфика мотокросса заключается в особом стиле езды по бездорожью или замкнутым трассам с естественными препятствиями, такими как канавы, песок, крутые подъемы, а также искусственными, например, трамплины или колейные мосты. Для езды по таким трассам используются относительно легкие мотоциклы с мощными моторами. По словам райдера команды ферзь наилучшая марка мотоцикла для мотокросса - Yamaha. Из-за небольшого размера трассы, в мотокроссе обычно участвуют до 40 гонщиков. Гонки бывают различные по длительности и измеряются по времени. Например, ежегодные любительские гонки обычно занимают 10 минут. Физическая нагрузка в мотокроссе колоссальна: пульс у райдеров часто доходит до 200 ударов в минуту, а сам гонщик во время езды постоянно находится в состоянии стрессовых нагрузок, удерживая мотоцикл на неровностях трассы и выравнивая его в прыжках. Больше всего нагрузки приходится на руки, спину и ноги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности мотофристайла

Мотофристайл заключается в том, что спортсмены совершают прыжки со специальных трамплинов, выполняя в полете различные акробатические трюки. Здесь в отличие от мотокросса не время позволяет определить победителя, а качество и сложность выполняемого трюка. Разумеется, все трюки опасны для жизни и здоровья. И вот, что по этому поводу сказал один из райдеров команды Ферзь: «Фристайл-мотокросс — это психологический спорт, в котором ты борешься со своим страхом».

Трюки бывают самыми разными по сложности и скорости выполнения, начиная от простых переворотов в воздухе и заканчивая тройным сальто или «Кали ролл» в бэк флипе, когда спортсмен делает Бэк флип и хватается одной рукой за сидение, проворачивается вокруг своей оси вверх ногами, залезает вновь на байк и выкатывает. Такие сложные трюки требуют долгой подготовки, а каждая доля секунды должна быть просчитана, ведь любое движение во вращении мотоцикл чувствует и моментально реагирует. То есть, чтобы его повернуло в сторону вверх ногами — достаточно немного дернуть руль влево или вправо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фристайл-мотокросс

Не малую роль играет подготовка мотоцикла. Здесь обычно берут стандартный мотоцикл для мотокросса, и начинаются доработки: ставится самый высокий руль, вырезается сидение, устанавливается фиксатор ноги, а заводское мало меняется на специализированное масло Castrol Power – и все это для удобства и безопасности выполнения трюков!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, несмотря на то, что мотофристайл произошел именно от мотокросса, в них существует множество различий. И главное заключается в том, что мотокросс – гонка по пересеченной местности на мотоцикле, а мотофристайл – выполнение на нем акробатических трюков. Направления с каждым годом набирают популярность среди «мотоспортсменов», придумываются новые трюки, а производители мото техники конструируют специальные спортивные мотоциклы с учетом всех требований. К чему все это приведет? — Об этом лишь можно догадываться!