Неделю назад в Нидерландах я присутствовал при попытке решения проблемы, куда девать отработанные аккумуляторные батареи электромобилей. Аккумуляторные батареи в автомобилях сейчас меняют, когда их емкость падает на 20−30%. После этого либо автомобиль утилизируют, либо заменяют батарею. А эффективных технологий переработки литий-ионных аккумуляторов пока еще не придумали. Вот с легкой руки автопроизводителей и было принято промежуточное решение: из частично отработанных батарей делать промышленные накопители электроэнергии.

Например, списанный аккумулятор от Tesla или Nissan Leaf способен питать небольшой частный дом ночью, а днем подзаряжаться от солнечных батарей. В Амстердаме списанные батареи от 148 Nissan Leaf старого поколения могут сглаживать скачки потребления гигантской спортивной арены, подзаряжаясь от солнечных батарей на крыше. Срок службы такой системы около десяти лет. А куда девать аккумуляторы дальше?

Мои знакомые ученые из Кремниевой долины не сильно переживают по этому поводу. С одной стороны, человечество близко к исчерпанию многих месторождений, особенно редкоземельных, с другой — стремительно развиваются технологии промышленной добычи тех же ресурсов из отходов. Сегодня много говорят о вторичной переработке отвалов месторождений, так называемых хвостов. Например, до 1975 года в нашей стране участки россыпного золота с содержанием менее 5 г на кубометр руды даже не рассматривались, а сейчас рады и половине грамма. Существуют отвалы с повышенным содержанием платины, палладия, родия, иридия, рутения, осмия и прочих редких металлов. И вторичная переработка этих хвостов уже настоящее.

Не меньшее количество полезного сырья сконцентрировано на обычных свалках, от которых сейчас все открещиваются. Стремительное совершенствование нанотехнологий приведет в ближайшее десятилетие к тому, что старые свалки начнут цениться не меньше, чем сейчас — месторождения золота. Только в отличие от последних в них содержится почти вся таблица Менделеева. И фраза, что следующая цивилизация будет жить на свалках, приобретает уже совсем другое значение.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2018).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.