Александр Грек о голографическом кино

Лет десять назад мы готовили материал про стереокино и вспоминали американский «Оскар» 1990 года «За технические достижения», который вручили советской системе «Стерео-70». Ее создали в 1965 году в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Один из разработчиков тогда рассказал про дальнейшие эксперименты с изображениями, в частности про голографическое кино, исследования по которому начались в НИКФИ в 1974 году.
Александр Грек о голографическом кино

Это невероятно, но за два года удалось решить несколько фундаментальных задач. Были разработаны отражательный голографический экран, фокусирующий в пространстве зрительного зала трехмерные цветные изображения; теория и технология производства толстослойных голографических кинопленок сверхвысокого разрешения; съемочные и проекционные объективы; новые технологии съемок. Мало того, в 1976 году был снят короткий голографический фильм на 70-миллиметровой голографической кинопленке в импульсном лазерном когерентном свете и осуществлена проекция на голографический экран. Казалось, еще немного, и весь кинематограф станет объемным. Андрей Тарковский в 1985 году говорил: «Важнее всего было бы для кино стать голографическим».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако этого не произошло. Одна из причин – классический кинематограф так и не смог эффективно использовать новые изобразительные средства. В голографическом кино, например, не может быть крупных планов: зритель просто увидит посреди зала гигантскую голову, как из сказки «Руслан и Людмила». Советские ученые опередили свое время ровно на сорок лет. Голографические экраны только сейчас начинают проникать в нашу жизнь, а режиссеры только-только начинают эксперименты с виртуальной реальностью. Но это уже другие истории. Из нашего журнала.