Наши читатели пишут нам много интересных писем, причём автор лучшего получает от редакции ценный приз. Сегодня перед нами — лучшие письма майского номера.
Снимки проекта «Тайга», процесс сгорания внутренней смеси и другие лучшие письма месяца

Применительно к двигателям внутреннего сгорания с искровой системой зажигания детонация и преждевременное воспламенение («Без стука», «ПМ» № 2'2016) — это понятия, которые часто путают между собой. Каждое из рассматриваемых явлений берет начало от нарушения нормального процесса сгорания рабочей смеси, но у них разные причины возникновения и последствия. Они могут быть связаны между собой или существовать независимо. При преждевременном воспламенении происходит ранний поджиг топливовоздушной смеси на работающем двигателе до момента подачи штатной искры зажигания. Инициатором выступают разогретый источник, отличный от этой самой искры, обычно раскаленные отложения нагара на куполе поршня или сильно разогретый изолятор свечи зажигания. Штатное искрообразование порождает второй фронт пламени, топливо начинает сгорать намного быстрее, и давление в камере сгорания достигает максимума до того, как поршень подойдет к верхней мертвой точке. Последствия выражаются в чрезмерно высоком нагреве камеры сгорания, что приводит к потере мощности и возможным повреждениям двигателя. Детонация — это неконтролируемый процесс сгорания остатков рабочей смеси, который носит взрывной характер. Свеча зажигания в определенный момент воспламеняет топливовоздушную смесь, формируя фронт пламени, который плавно распространяется по камере сгорания. По мере продвижения этого фронта возрастают температура и давление. Когда пламя достигает внешней границы камеры сгорания, остатки несгоревшего топливного заряда становятся нестабильны и начинают детонировать. Проявляется это как мощный и разрушительный взрыв. Сергей Васильев

Из открытых источников

В статье «Сумасшедшие каналы и моря» («ПМ» № 4'2016) есть фото озера и снимок с карт Google, касающиеся проекта «Тайга». На самом деле на фото в статье изображено озеро Чаган в Казахстане из проекта «Чаган» (первый советский промышленный термоядерный взрыв). На картах Google озеро проекта «Тайга» называется «Ядерное» и имеет координаты 61.3073550, 56.5990192. Согласно фотографиям, которые можно найти по запросу «оз. Ядерное», данное озеро окружено лесом и у воды имеет густую высокую траву. Также хотелось бы отметить, что на иллюстрации к проекту «Атлантропа» нет дамбы между Африкой и Сицилией. Там изображен вантовый мост. Денис Баженов

Совершенно секретно

В статье «Где прячут пушку» («ПМ» № 3'2016) утверждается, что радиолокатор (радар) изобретен после Второй мировой войны. На самом деле с 1940 года почти все участники войны использовали радиолокаторы. В СССР серийные (!) РУС-1 «Ревень» были приняты на вооружение РККА в 1939 году и участвовали в советско-финской войне 1939−1940 годов, обороне Москвы и Ленинграда, Закавказья и Дальнего Востока. Во Франции группа Жирардо в 1939 году создала первую РЛС наблюдения за воздушным пространством. В Англии в первый период войны действовала сеть РЛС «Линия Чэйн Хоум» на ее юго-восточном побережье, которая в 1940 году помогла выстоять в «битве за Британию». В США 7 декабря 1941 года в Перл-Харбор РЛС R-271 засекла налет японской авиации, но этой информации не придали значения. А зря… В Германии первые образцы появились в 1937 году, а в 1940-м РЛС Wurzburg поступили в вермахт и люфтваффе. Скудность информации по первым радарам объясняется тем, что в период Второй мировой радиолокация, наравне с ракетной и атомной тематикой, являлась ключевой и абсолютно секретной технологией.

Алексей Ардашев

Пишите нам: 127018, Россия, Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1. e-mail: pm@imedia.ru.

Статья «Письма читателей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2016).