Наши читатели пишут нам много интересных писем, причём автор лучшего получает от редакции ценный приз. Сегодня перед нами — лучшие письма мартовского номера.
Компьютер против человека, бронеавтомобиль «Тигр» и другие лучшие письма месяца

Формулировка закона Мура в материале «Кремниевая живопись» («ПМ» №?1'2016) — смесь множества мифов. В статье «Втискивая еще больше компонентов на интегральные схемы», вышедшей в 1965 году, Гордон Мур предположил, что «наиболее выгодное число компонентов в интегральной схеме удваивается каждый год». Ни о какой вычислительной мощности речи тогда не было — упоминание об удвоении числа компонентов имело сугубо экономический характер. В 1975 году он скорректировал эту закономерность как удвоение количества компонентов каждые 24 месяца. О вычислительной мощности впервые упомянул не Мур, а сотрудник компании Intel Дэвид Хаус, который связал удвоение числа транзисторов и увеличение их тактовой частоты и предложил формулировку об удвоении производительности микросхем каждые 18 месяцев. Это вторая версия закона Мура, основанная на статистических данных. В 1979 году Гордон Мур в очередной своей работе рассмотрел технологические ограничения, связанные с разработкой новых интегральных схем, указав, что не всё технологически возможное рентабельно производить. Отсюда появились новые трактовки, такие как «стоимость чипа падает вдвое каждые 18 месяцев» или «плотность транзисторов на чипе удваивается каждые 18 месяцев». То есть закон Мура — широко разрекламированный миф, свалка довольно противоречивых утверждений, относящихся к разным временным периодам. И говорить о том, что «он продолжает выполняться», можно разве что в рекламных целях. Игорь Овчинников

Снежный марсоход

В статье «Форпост почти на Марсе» («ПМ» №?1'2016) на иллюстрации c подписью «Снежный тигр» в качестве арктического варианта бронеавтомобиля «Тигр» на самом деле изображен вездеход «Трэкол-39294», выпускаемый одноименной люберецкой компанией. Вездеходы эти распространены в Заполярье и хорошо себя зарекомендовали. Их характерная черта — облегченный утепленный кузов из стеклопластика. Так что на роль бронеавтомобиля они вряд ли подходят. Зато эта трехосная полноприводная и к тому же плавающая машина с бескамерными шинами низкого давления рассматривается в качестве кандидата на патрульный автомобиль для погранвойск. Вездеход можно использовать там, где не пройдет более легкая техника, но нет смысла в гусеничных бронемашинах, — прежде всего на болотистых и заснеженных участках местности. Андрей Родин

Восстание машин

Пока прошлый номер «ПМ» печатался, искусственный интеллект победил профессионального игрока в го. Программа AlphaGo, разработанная компанией DeepMind, выиграла матч у трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя. Это первый случай, когда компьютер победил профессионального игрока в го без форы. В марте AlphaGo сыграет с корейцем Ли Седолем, который считается одним из лучших игроков в го в мире. А если го — это искусство, как говорит Дмитрий Скирюк, значит, и оно уже стало подвластно компьютерам. Александр Речкин

Маленькие авианадежды

Для меня «двигатель надежды» — это не ПД-14 («ПМ» №?1'2016), а совсем другие авиационные моторы. России не хватает самолетов легкой авиации для местных линий, которые могли бы летать с неподготовленных и грунтовых площадок. Причина — в отсутствии двигателей необходимой мощности и стоимости. Сегодня производители авиадвигателей держат фантастические цены, поскольку являются монополистами. Стоимость 100-сильного Lycoming, Continental или Rotax доходит до 19?000 евро даже без учета огромных таможенных пошлин. Алексей Жаров

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2016).