Наши читатели пишут нам много интересных писем, причём автор лучшего получает от редакции ценный приз. Сегодня перед нами — лучшие письма январского номера.
Ресурсы на Марсе, работа стоп-крана и другие лучшие письма месяца

Успех самолета VariEZ Берта Рутана («ПМ» №?11'2015) — не только в схеме «утка», которая устойчива к сваливанию в «штопор», но и в том, что это практически первый полностью композитный самолет, который действительно легко построить в гараже своими руками. Обычно малосерийные композитные детали изготавливаются путем выкладки в матрицу наполнителя (стеклоткани), который затем пропитывается связующим (эпоксидной смолой). Матрица, в свою очередь, изготавливается по мастер-модели из дерева. Изготовление и мастер-модели, и матрицы — довольно сложная и дорогая работа (правда, остальные методы еще дороже), далеко не всегда доступная энтузиастам. Заслуга Рутана в том, что он разработал альтернативный метод работы с композитами. Точнее, он масштабировал и доработал способ, используемый авиамоделистами (сам Рутан тоже с этого начинал). Детали авиамоделей изготавливаются из пенопласта методом горячей резки, а для настоящих самолетов Рутан предложил оклеивать пенопластовую сердцевину деталей стеклопластиком. Этот способ гораздо более простой и дешевый, он не требует ни сложного оборудования, ни дорогих материалов (пенопласт стоит копейки), ни высокой квалификации при работе (резка горячей проволокой осваивается за час). Таким образом, именно благодаря Рутану композитные материалы стали доступны многим энтузиастам самодельных летательных аппаратов. Дмитрий Мурашин

Марсианский баланс

В заметке «Космические овощи» в материалах о Марсе («ПМ» №?11'2015) представлен слишком оптимистичный взгляд на неисчерпаемость минеральных богатств человеческой урины, в виде которой «космонавты привезут с собой все необходимое». Есть фундаментальное понятие — закон сохранения вещества. Чтобы естественным путем удобрить Красную планету азотом, фосфором и калием, надо сначала все эти элементы скушать, причем для человека предпочтительно не в виде селитры и фосфоритов, а в виде хотя бы листика салата. Схема «растения дают пищу человеку, а человек растениям» замечательна. Но она хорошо работает на Земле. В искусственной локальной биосфере среди марсианской пустыни выбор встанет жестко: либо наладить замкнутый цикл без отходов и потерь, вырабатывая из окружающей среды энергию в той или иной форме, либо жизненно зависеть от регулярных поставок с Земли. Либо научиться пользоваться местными ресурсами. Иного не дано. Юрий Зотов

Кондуктор, нажми на тормоза!

Объяснение того, как работает стоп-кран («ПМ» №?10'2015), не совсем верно. В расторможенном состоянии вагон не удерживается — вагоны катятся сами, а воздуха в тормозной магистрали у них нет. У вагонов при отпущенном тормозе тормозные колодки отжаты под действием не воздушного давления, а пружины в тормозном цилиндре (если там нет воздуха под давлением). При зарядке тормозной магистрали сжатым воздухом заряжается не только воздухораспределитель, но и запасный резервуар. Именно воздух из него и приводит в действие тормозной цилиндр при любом торможении. Срыв стоп-крана сбрасывает давление в тормозной магистрали, при этом кран машиниста начинает автоматически подпитывать тормозную магистраль и самопроизвольно отпускает тормоза в головных вагонах. Однако темп разрядки тормозной магистрали сообщает машинисту, что надо применить экстренное торможение. В общем, применение экстренного торможения на самом деле возлагается на машиниста. В грузовых поездах стоп-кранов нет, но при разрыве поезда, разъединении вагонов при движении или на стоянке происходит расцепление рукавов тормозной магистрали, что равносильно срыву стоп-крана. Такие тормоза называются автоматическими. Сергей Кротков

Статья «Письма читателей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2016).