Наши читатели пишут нам много интересных писем, причём автор лучшего получает от редакции ценный приз. Сегодня перед нами — лучшие письма октябрьского номера.
Борьба с обледенением проводов ЛЭП, ПАК ФА и другие лучшие письма месяца

В статье «Высокая энергия» («ПМ» № 9'2015) упоминается борьба с обледенением проводов ЛЭП. Чтобы нагреть провода с помощью переменного тока, требуются большие энергозатраты, экономически это невыгодно. Поэтому в этих целях применяется постоянный электрический ток. Однако для ЛЭП с низким значением напряжения (менее 220 кВ), с учетом системы энергоснабжения и технических характеристик, вполне возможно использование и переменного тока. Предупредительные меры заключаются в профилактическом подогреве проводов для предотвращения их обледенения. С помощью специальных трансформаторов в кольцевой системе создаются дополнительные контурные токи, что позволяет нагревать провода и предотвратить образование льда. Замечательно то, что здесь не требуется отключения энергии, как в случае с использованием постоянного тока, и таким образом обеспечивается бесперебойная работа сети. Алексей Грунёв

Разговор сквозь землю

В статье «На пути к миелофону» («ПМ» № 8'2015) в качестве примера применения ферримагнетика приводится его использование для обмена данными с электроникой буровых «снарядов». Стоит уточнить, что речь идет о так называемых телеметрических системах, предназначенных для сбора данных с глубины при бурении и передачи информации на поверхность, например для управления головкой бура, а также для оперативного принятия решения об изменении режима бурения. Ферримагнетики действительно могут найти применение, но если удастся выделить полезный сигнал на фоне очень высокого уровня шума. Но в современных телесистемах скорость передачи данных по гидравлическому каналу связи на основе гармонической волны может доходить до 10 бит/с, хотя чаще всего она ограничена 4 бит/с для экономии энергии батарей. Наряду с беспроводными каналами связи, такими как гидравлический, применяют и проводной, и электромагнитный, и акустический, хотя они имеют ряд ограничений. Кирилл Труханов

Царь — не настоящий!

На обложке «ПМ» № 9'2015 изображен авианосец и самолет Т-50, но в самой статье «Атомный царь-корабль» на фото, подписанном ПАК ФА, F-22 Raptor. Самолеты эти действительно похожи в ракурсе с носовой части, однако есть одна существенная деталь, которая позволяет легко и быстро различить эти два летательных аппарата. Двигатели F-22 расположены параллельно друг другу и на небольшом расстоянии, тогда как двигатели Т-50 — под существенным углом друг относительно друга, а между ними помещается хвостовая оконечность — «бобровый хвост», где размещен тормозной парашют. Евгений Кунашов

ПМ: Просим прощения у всех наших читателей за техническую ошибку, которая привела к размещению неправильной иллюстрации.

Родственные связи

В статье «Куда спешить джентльмену» («ПМ» № 8'2015) сказано, что технологии достались носителю английских традиций от «нынешнего немецкого родителя BMW». BMW действительно с недавнего времени стал материнской компанией Rolls-Royce, но назвать его родителем не совсем корректно. Геннадий Дрейгер

ПМ: До 1998 года компания Rolls-Royce Motors принадлежала концерну Vickers. В 1998-м концерн продал компании VW всё, кроме права на использование марки Rolls-Royce. Марка же была передана BMW, где и разработали новые машины и построили новый завод. Так что BMW — именно родитель, от которого Rolls-Royce достались двигатель, электроника и детали подвески от седьмой серии.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2015).