Наши читатели пишут нам много интересных писем, причём автор лучшего получает от редакции ценный приз. Сегодня перед нами — лучшие письма июньского номера.
Авиационная безопасность, использование демпфера и другие лучшие письма месяца

Статья «А под капотом — атомный мотор» («ПМ» № 4'2015) — замечательная первоапрельская шутка. Но не только шутка! Это интересный материал для проверки элементарных знаний по механике и умению их интерпретировать к конкретным задачам, пусть даже для автомобиля на атомной тяге. Материал изложен правдоподобно, подмечены и проработаны многие технические нюансы, да и концепция двигателя внутреннего сгорания на ядерном топливе представляется вполне работоспособной и подкупающе простой. Чтобы поймать авторов на ошибке, требуется либо доскональное знание вопроса, что предполагает доступ к секретным документам, либо выявление преднамеренно допущенной ошибки. Вот как раз последний вопрос я и задал студентам инженерных направлений в рамках курса «Теория механизмов и машин» и «Механика». Заинтересовавшись, они внимательно изучили статью и нашли эту ошибку: мощность двигателя, крутящий момент и частота вращения вала однозначно связаны определенным соотношением, по которому сразу видно, что указанные в статье значения нереальны. Алексей Иванов, доцент кафедры «Теоретическая механика и сопротивление материалов» Ижевской государственной сельскохозяйственной академии

Две вещи несовместные

В статье «Самый стойкий небоскреб» («ПМ» № 5'2015) сказано, что демпфер способствует уменьшению частоты и периода колебаний. Но такое невозможно одновременно, так как данные величины являются взаимно обратными. Использование демпфера приводит к снижению добротности системы, обратно пропорциональной скорости затухания колебаний. Следует отметить, что уменьшение добротности приводит и к негативному эффекту — увеличению ширины резонанса, поэтому резонансная частота проектируемого здания должна лежать достаточно далеко от диапазонов возможных частот внешнего воздействия. Андрей Верисокин

Пионеры безопасности

Хочу отметить, что ФАА США нельзя назвать новатором в области авиационной безопасности («ПМ» № 5'2015) — скорее наоборот. Рекомендация по возможности запирать изнутри дверь кабины летного экипажа на пассажирских самолетах была включена в Приложение №?6 Конвенции о международной гражданской авиации в 1971—1972 годах. СССР, как член Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с 14 ноября 1970 года, международные стандарты и рекомендуемую практику ИКАО в сфере безопасности сразу же стал распространять в отношении воздушных судов, выполняющих внутренние коммерческие полеты. СССР выступил инициатором принятия стандартов о том, чтобы конструкция двери кабины противостояла пробиванию пулями стрелкового оружия и осколками гранат, а также насильственному вторжению посторонних лиц. Однако поддержки других стран в то время не получил. Несмотря на это, в СССР с начала 1970-х самолеты начали выпускаться с «бронированной» дверью, а затем и кабиной. Теракты в США стали возможными в том числе потому, что США на внутренних рейсах не придерживались международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в сфере безопасности. Сейчас международный стандарт ИКАО об усиленной конструкции двери кабины распространяется только на пассажирские самолеты с максимальной взлетной массой более 45?500 кг или пассажировместимостью более 60 человек. Для остальных воздушных судов данное положение является не обязательной, а лишь рекомендуемой практикой, а для внутренних коммерческих полетов — рекомендацией. Сергей Семенов

Редакция «ПМ» вручает эксклюзивные футболки с логотипом «ПМ» в качестве поощрительных призов за все опубликованные в журнале письма. Пишите!

Редакция оставляет за собой право редактировать письма. Присланные фотографии и рукописи не? возвращаются. Адрес редакции: 127018, Россия, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1. e-mail: pm@imedia.ru.

Статья «Письма читателей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2015).