Автор лучшего письма месяца получает в подарок классические накладные наушники PioneerSE-MJ721. Они разработаны для оптимального воспроизведения клубных битов и дают сбалансированное и мощное звучание даже самых «тяжелых» треков. В модели установлены большие 40-мм динамики с диапазоном рабочих частот от 6 Гц до 28 кГц при выходном уровне в 104 дБ, а позолоченный мини-джек обеспечивает непревзойденную точность передачи звука.
Письма читателей: лучшее письмо месяца

Лучшее письмо месяца:

Статья «Инопланетная аэродинамика» («ПМ» № 3'2013) не могла оставить меня равнодушным, так как именно дискообразными ЛА я увлекался во время учебы в Самарском аэрокосмическом университете. Хотелось бы назвать еще несколько достоинств ЛА подобной схемы. Основное отличие и достоинство круглого крыла — плавное обтекание его воздушным потоком, которое не прекращается даже на очень больших углах атаки, достигающих 45°.

Причем подъемная сила непрерывно растет. Отсюда очень важная особенность дископлана: ни при каких условиях полета он не срывается в штопор. «Чистый» дископлан (неимеющий ярко выраженного фюзеляжа, а представляющий собой по сути летающее крыло) обладает достоинствами схемы «летающее крыло» — имеет большие внутренние объемы при меньших размерах. И наконец, дископлан в теории будет обладать наименьшим ЭПР.

К недостаткам можно отнести большое индуктивное сопротивление, неустойчивость в канале тангажа, недостаточную устойчивость и управляемость в канале рысканья. Однако стоит с горечью отметить, что аппаратам данной схемы как-то не везет — есть серийные ЛА схемы «бесхвостка» («Миражи»), «утка» («Грипен»), «летающее крыло» (B-2), с треугольным крылом, трапециевидным, стреловидным, прямым, даже с крылом обратной стреловидности. А дискообразным ЛА не повезло, даже вполне удачному Чанс-Воут «Скиммер». Нельзя забыть и дисковые автожиры люфтваффе — конечно, творцы крылатых машин Геринга не могли обойти эту схему своим вниманием!

Николай Масленников

Тарелки-планеры

Создаваемые человеком летающие тарелки («Инопланетная аэродинамика», «ПМ» № 3'2013) все же принципиально способны весьма хорошо передвигаться по воздуху. Правда, это относится не ко всем конструкциям. Например, в прошлом веке были созданы и летали отечественные безмоторные дископланы, каждый из которых представлял собой планер с круглым крылом — как форма летающих тарелок! Один из них хранится в Центральном музее военно-воздушных сил России (поселок Монино Московской области).

В отличие от «нелетающего» летательного аппарата по американскому проекту Avrocar с вентиляторно-реактивной силовой установкой, эти «тарелки» летали по классическим законам аэродинамики, то есть за счет подъемной силы крыла, как привычные нам планеры и самолеты. Только из-за отсутствия мотора и движителя (скажем, воздушного винта) их необходимо было поднимать в воздух на буксире — с помощью самолета и троса, а затем на некоторой высоте отцеплять в свободный планирующий полет.

Хотя ничто не мешает оснащать дископлан двигательно-движительной установкой, как и было сделано на американских летающих «блинах» Чарльза Циммермана. Кстати, дискообразная форма крыла, в плане похожая на характерный облик классических летающих тарелок, придает планеру или самолету исключительно важное — антиштопорное — свойство!

Иван Трохин

Сердце выдаст

Если можно считать рисунок электрограммы сердца («Сердце как ключ», «ПМ» № 3'2013) при помощи двух электродов, вмонтированных в гаджет, и использовать его как идентификатор, кто мешает снять этот рисунок с потенциальной жертвы атаки? Например, подключив электроды к ручке двери и заранее записав электрические импульсы. Останется лишь подсоединить контакты электродов к воспроизводящему импульсы устройству!

Данная технология даже хуже защиты, основанной на голосе: там хоть можно изменить секретную фразу, а рисунок электрограммы остается постоянным. Так что она может применяться лишь с дополнительными средствами аутентификации: в паре «имя + пароль» может быть только именем, но никак не паролем, и уж тем более — не тем и другим одновременно.

Венедикт Слюсарев

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2013).