Лучшее письмо месяца

Автор лучшего письма получает эксклюзивную бритву Braun Series 7 790cc limited BOSS edition. В ее конструкции использована технология Intelligent Sonic, генерирующая при каждом проходе 10000 микровибраций, что позволяет захватить максимальное количество волосков, обеспечивая тщательное и комфортное бритье. Бритва укомплектована пятифункциональной автоматической системой Clean & Renew с функцией FastClean.
Лучшее письмо месяца

Заголовки «Плавучий Чернобыль» и «Корабль с трагической судьбой» на обложке «ПМ» № 12'2012 заметил еще на витрине киоска. Но если судьба судна и в самом деле трагическая, то про Чернобыль притянуто очень сильно. Дело в том, что аварии и серьезные происшествия с ядерными реакторами на подводных лодках и надводных кораблях многократно описаны и изучены в разных публикациях, начиная от учебных материалов для студентов и курсантов соответствующих специальностей и заканчивая сайтами радикальных экологических организаций (например, «Беллоны»). И хотя я в этой теме уже 25 лет, сообщений об авариях реакторных установок корабля «Урал» встречать не приходилось. Потому что их там не было. То, что описано в разделе «Атомные приключения», на аварию или серьезное происшествие не тянет. Неисправность циркуляционного насоса очень далека от «аварийной ядерной установки». Это обычное нарушение, которое почти на каждой реакторной установке бывает несколько раз за срок службы. В терминах МАГАТЭ — «ожидаемое эксплуатационное событие». По шкале ядерных событий INES — уровень 0, то есть вне шкалы (радиационных последствий нет, угрозы безопасности нет). Авария на 4-м блоке Чернобыльской АЭС — катастрофа, по шкале INES — уровень 7. Так что события совершенно несопоставимые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Стацура

Старье или классика?

В статье «Летящий в темноту» («ПМ» № 11'2012) кран машиниста назван «архаичным эбонитовым краном управления пневматической тормозной системой». Слово «архаичный» нельзя применять к крану машиниста, поскольку он до сих пор служит органом управления основным видом тормоза (пневматическим) и применяется при маневровой работе на тракционных путях депо.

Александр Карманов

ПМ

В модели 81−760/761 кран спрятан под панель (это первая модель Мытищинского завода, где применено такое конструктивное решение), и им пользуются только в экстренном случае. Во всех остальных ситуациях, и даже при маневрировании в депо, используют современные электронные системы управления.

Самый массовый пассажирский

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прочел в «ПМ» № 11'2012, что СУ был самым массовым советским паровозом. Но выпуск грузовых локомотивов серий ФД, СО и Л превышает количество построенных СУ (3213, 4487 и 4200). Рекорд же принадлежит грузовым локомотивам серии Э, которые строились не только в СССР. Их было выпущено не менее 10853 единиц. А СУ был самым массовым советским пассажирским паровозом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Щурихин

Земля — круглая

В «ПМ» № 11'2012 в рубрике «От редактора» было указано, что между Палеонтологическим институтом РАН и Стэнфордским университетом расстояние по прямой — почти 10 000 км.

Действительно, расстояние по поверхности Земли примерно 9515 км, но именно по прямой, проходящей сквозь земной шар, оно существенно меньше — около 8660 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Михаил Глухов

Перепутанное пространство

В статье «Экзотические вселенные» («ПМ» № 12'2012) изображены графики кривых на плоскости с отрицательной (гипербола), нулевой (прямая) и положительной (эллипс) кривизной — сверху вниз. И первые два перепутаны местами. Первой идет прямая, второй — гипербола, хотя по логике изложения должно быть наоборот. Кроме того, расположение напротив них поверхностей в правильном порядке вводит в заблуждение.

Елена

ПМ

Никакой путаницы на графиках нет, на иллюстрации они приведены в правильном порядке. Плоская вселенная расширяется бесконечно, но скорость ее расширения падает и стремится к нулю. Вселенная с отрицательной кривизной пространства тоже расширяется бесконечно, но скорость ее расширения стремится не к нулю, а к постоянной величине.