Лучшее письмо месяца

Автор лучшего письма месяца получает в подарок большой комплект антиперспирантов Rexona Men различных серий: «Энергия приключений» в виде аэрозоля, ролика и стика, а также V8 и «Ледяная свежесть» в виде аэрозоля и стика. Все антиперспиранты обладают свежим ароматом и надежно защищают от пота в течение 48 часов. Отдельно стоит отметить последнюю новинку «Энергия приключений» с нотками мандарина, бергамота и черного перца.
Лучшее письмо месяца

Александр Королёв

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотел бы возразить читательнице Полине Кочевой на ее письмо «Ньютон или нет» («ПМ» № 7'2012) о неньютоновских жидкостях. В письме она приводит пример: «Положительная зависимость между вязким трением неньютоновской жидкости и градиентом скорости хорошо заметна, когда вы опускаете руку вводу и ударяете по воде со всего размаха ладонью...». Да, в ньютоновских жидкостях коэффициент динамической вязкости — не что иное, как коэффициент пропорциональности между силой трения и градиентом скорости. Принимая, что скорость жидкости на стенке канала равна нулю, а в центре потока максимальная, градиент скорости — отношение разности этих скоростей к радиусу канала. Прочувствовать повышенную вязкость неньютоновских жидкостей лучше всего по тому, как они вытекают из сосуда. Сравните типичную неньютоновскую жидкость — мед — и воду. Медленное введение руки в воду и удар по воде — это примеры из другой «оперы». Дело в том, что тут работает не сила воздействия, а скорость воздействия! При высоких скоростях удара по воде или, наоборот, капель воды по преграде — вода приобретает повышенную «твердость» за счет влияния объемной вязкости. При малых скоростях прочность воды определяется коэффициентом поверхностного натяжения, а при повышении скорости деформации больший вклад дает коэффициент объемной вязкости, умноженный на скорость деформации! Так, на скоростях удара 25−30 м/с вода разрушается по законам твердого хрупкого тела (с образованием трещин!). Эти свойства воды были впервые установлены в 1942—1944 годах Корнфельдом и Суворовым при изучении кавитации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слишком много золота

Михаил Гут: В рубрике «Цифры» («ПМ» №6'2012) утверждается, что в Мировом океане растворено 10 млрд тонн золота. Однако это неверно. Золото в морской воде было впервые обнаружено в 1872 году. Имевшиеся на тот момент методы аналитической химии позволили определить среднюю концентрацию золота в 5−10 мг на 1 м³ морской воды, что в пересчете на объем Мирового океана (1,3324 млрд км3 воды) дало оценку содержания в нем золота в количестве от 7 до 14 млрд тонн. Но в середине 1920-х знаменитый немецкий химик Фриц Габер разработал более точный способ определения очень малых количеств золота в воде. В результате анализа более 5000 проб морской воды, собранных в разных районах Атлантического и Северного Ледовитого океанов, было установлено, что средняя концентрация золота в морской воде составляет примерно 0,01 мг на 1 м³ воды. В 1980-х с развитием высокоточных методов аналитической химии эти данные были уточнены, содержание золота оказалось меньше еще в 2,5 раза, то есть примерно 0,004 мг на 1 м³ воды. При такой средней концентрации золота в морской воде общее количество в Мировом океане — примерно 5,33 млн тонн, что почти в 2000 раз меньше указанного количества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инстинкт выживания

Иван Пономаренко: Массовые самоубийства леммингов, упомянутые в заметке «ПМ» №7'2012, — один из наиболее укоренившихся мифов. Данная сцена была показана в оскароносном документальном фильме о дикой природе «Белая пустошь», снятом в 1958 году студией Уолта Диснея. Лемминги прыгали с обрыва в океан и тонули, якобы совершая массовое самоубийство для регуляции численности популяции. Впоследствии создатели фильма признались, что эпизод был постановочным, а специально купленных леммингов сбрасывали в воду с помощью наклонного стенда и метлы. Тем не менее миф укоренился в сознании населения, особенно после выхода игр Lemmings. В действительности эти полярные грызуны не ведут стадно-общественного образа жизни и хорошо плавают. Тонут они лишь в случае физического истощения, если водная преграда, вставшая на пути миграции, слишком широка.