Автор лучшего письма месяца получает в подарок бритву Braun Series7790cc, оснащенную технологией Sonic, с помощью которой бреющая головка совершает более 10 000 микроколебаний в минуту. Сочетание плавающей головки и независимо плавающих сеток обеспечивает максимальную адаптацию к контурам лица, а активный интегрированный триммер ActiveLift приподнимает и срезает волоски даже в труднодоступных местах.
Лучшее письмо месяца

Дмитрий Бурлаков: В «ПМ» № 3‘2012 было опубликовано письмо читателя Владимира Данилушкина, озаглавленное «Обратная сторона медали» (по поводу воздушной смазки). Автор письма заблуждается. Кавитация бывает естественная, когда вследствие низкого давления в потоке воды возникают пузырьки, наполненные не воздухом, а в основном водяными парами под очень малым давлением. Как только давление в потоке воды повышается, пузырьки «схлопываются», что приводит к кавитационной эрозии. В этом случае кавитация представляет собой явление вскипания воды при температуре близкой к нормальной и давлении несколько меньшем, чем давление насыщенных паров воды. Однако в статье «Мазут не тонет» говорится об «искусственной кавитации», когда пузырьки воздуха специально нагнетаются в поток воды. Так как давление в них соответствует давлению воды на данной глубине, «схлопываться» они не могут и, следовательно, эрозионной опасности не представляют.

Выставить вертикаль

В статье «Гирокар — в серию» («ПМ» № 4'2012) верно замечено, что вращающийся гироскоп имеет свойство сохранять положение своей оси в пространстве. Однако Земля вращается, и вертикаль к любой точке ее поверхности поворачивается относительно выделенного направления в пространстве, так что, если гироскоп находится не на полюсе, через какое-то время он неизбежно ляжет на бок. Для приведения гироскопа к вертикали используют другое явление — прецессию: при приложении момента силы к вращающемуся гироскопу его собственная ось вращения начнет поворачиваться (прецессировать) так, чтобы двигаться по кратчайшей траектории к оси вынужденного вращения. Таким образом гироскоп можно периодически корректировать, то есть приводить к заданному положению. В случае статически устойчивой (например, четырехколесной), машины это задача простая. Если же аппарат неустойчив, используют гироплатформу с двумя гироскопами, вращающимися в противоположных направлениях. «Упираясь друг в друга», гироскопы будут прецессировать в одном направлении. Таким образом в любое время мы можем выставить гироплатформу в нужное нам положение и удерживать сколь угодно долго. Для этого нужен комплекс аппаратуры: датчики вертикали, датчики угловых скоростей, выключатели коррекции и т. д. Но эта задача уже давно и успешно решена в авиации при создании гировертикалей (авиагоризонтов) и курсовертикалей (гиромагнитных курсовых систем).

Четырежды рекордсмен

Виталий Капитан: В заметке «Чудо на нашем Босфоре» («ПМ» №2'2012) мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный незаслуженно обидели, лишив еще одного рекорда. В действительности строительство началось не в 2002 году, а в сентябре 2008-го. Такие сроки строительства для подобных мостов также уникальны, так что рекордов на самом деле четыре.

Точное орбитальное

Иван Самсонов: Ответ на вопрос «По какому времени живет МКС?» («ПМ» № 3'2012) оставляет некоторые сомнения по поводу уместности отождествления UTC c GMT, то есть с временем по Гринвичу. Собственно, именно неравномерность временной шкалы GMT, связанная со вращением Земли, обусловила переход авионики и аэронавтики на UTC, основанное на равномерной временной шкале атомного времени. Именно в этих отраслях влияние дробных долей секунд UTC может быть весьма существенным, в отличие от обычной сферы жизни, где дробными долями секунд можно пренебречь, условно уравняв их с временем по Гринвичу. По этой же причине координация полета МКС на разных материках ведется по временным стандартам аэрокосмической отрасли — UTC.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2012).