Автор лучшего письма месяца получает в подарок виртуальный QIWI-Кошелек, пополненный на 3000 рублей. QIWI-Кошелек — это простой и безопасный способ оплачивать товары и услуги по всему миру, получать платежи и переводить деньги. С его помощью можно оплатить услуги провайдеров и интернет-магазинов, ЖКУ и штрафы, покупать ж/д- и авиабилеты и многое другое, а также переводить деньги другим пользователям или на любую карту Visa.

Александр Пименов: Не мог оставить без внимания письмо читателя Алексея Горохова в «ПМ» № 1'2012, который пишет, что в «рубашку» охлаждения камеры двигателя необходимо подавать только окислитель, а горючее, тем более углеводородное, сразу закоксовывается. Позволю себе категорически не согласиться с этим высказыванием, поскольку в РД-216 и РД Д-49 (1 и 2 ступени РН «Космос-3М») и РД-253 (1 ступень РН «Протон») в качестве охладителя камер используется НДМГ (горючее), а в РД-107А, РД-108А, РД-0124 (1, 2 и 3 ступени РН «Союз-2.1б»), РД-170, 180, 191 (1 ступень РН «Зенит», 1 ступень РН Atlas, 1 ступень РН «Ангара») охладителем является керосин (горючее). Этот список можно продолжать очень долго, и практически во всех случаях охладителем выступает горючее. Собственно, использование окислителя в этой роли — очень редкий случай. Применение горючего предпочтительнее, так как оно обычно имеет более благоприятные теплофизические свойства и, как правило, не является химически агрессивным. Скорость охладителя в тракте рассчитывается таким образом, чтобы его нагрев был небольшим, недостаточным для закоксовывания и появления нагара. Такой вариант событий может быть реализован лишь в двигателе «закрытой» схемы с дожиганием восстановительного газа; подобные схемы не применяются (исключение составляет РД-0120 первой ступени РН «Энергия», где в качестве горючего используется водород).

Не только резать

Юрий Наумов: В дополнение к статье «Жидкий скальпель» («ПМ» № 12'2011) хотелось бы сказать, что применение струй высокого давления не ограничивается разрушением горных пород. В 1990-х на базе кафедры «Горные машины и комплексы» Тульского госуниверситета сформировалась научная школа под руководством профессора В.А.Бреннера, которая занималась изучением этой технологии для различных отраслей промышленности. В результате были разработаны и успешно испытаны гидромеханический комбайн, малогабаритные гидроабразивные установки, водоструйные буровые машины («дрели»), способные «просверливать» в элементах строительных конструкций каналы малого диаметра (10 — 20 мм) при длине до 1,5 — 2 м. Также было открыто несколько новых явлений, в частности влияние энергии струй высокого давления на микроструктуру обрабатываемых материалов. Кроме описанных в статье применений, существуют еще и гидроструйная очистка поверхностей от различных покрытий (краски, нефтяных отложений, цементных растворов), пожаротушение (в том числе нефтепродуктов) и измельчение (перемалывание) материалов. Кстати, сегодня в мире складывается новая тенденция струйного резания материалов без добавления абразивных частиц, связанная с появлением на рынке мощных источников с максимальным значением давления воды до 100 000 psi (более 6500 атм).

На носу

Александр Лисейкин: Ученые доказали, что практически у всех млекопитающих есть папиллярный узор («ПМ» № 1'2012) — уникальный природный идентификатор. Но располагается он не на передних конечностях, как у человека, а на носу. Если внимательно рассмотреть морду коровы, лошади, кошки или собаки, то можно отчетливо увидеть мелкие пупырышки, образующие сложный шершавый узор на поверхности носа. Отпечатки с морды можно снять так же, как отпечатки с пальцев. Еще в прошлом веке этот узор служил для розыска украденных лошадей и коров, ведь узор на носу характерен и уникален, подделать его или удалить невозможно. Сейчас, конечно, крупные заводчики вводят под кожу своих питомцев микрочипы с полной информацией — своеобразный биометрический паспорт, но в некоторых российских деревнях до сих пор сохранилась система снятия папиллярного узора с носа каждой коровы или лошади и передачи отпечатка участковому на случай кражи.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2012).