Автор лучшего письма месяца получает легендарный Календарь Pirelli 2011. Стиль и мастерство стали визитной карточкой Календаря Pirelli, который создают  лучшие фотохудожники мира. Календарь нельзя купить, он издается ограниченным тиражом, его дарят лишь важнейшим партнерам компании. Календарь Pirelli  2011 «Мифология» создан знаменитым модельером и  фотографом Карлом Лагерфельдом

Лучшее письмо месяца

Александр Королев:

Несколько лет назад мне довелось экспериментально исследовать работу специальных бассейнов-барботеров, входящих в систему локализации аварий ядерных реакторов. Оказывается, эти устройства имеют много общего с реактивным паровым водометом, описанным в «ПМ» № 2'2011. При регулировании давления в первом контуре избыток пара из компенсатора давления конденсируется благодаря вдуву в холодную воду в баке-барботере. В районе сопел, вдувающих пар, наблюдаются сильные колебания давления, приводящие к их повреждениям. Причиной этих колебаний оказалось схлопывание паровых пузырей на их выходе. Частота колебаний давления, связанная со схлопыванием пузырей, составляла 3−10 Гц и опре-делялась расходом пара и температурой воды в окрестности сопла. При исследовании наблюдалось два вида схлопывания: один с отрывом пузырей от сопла и схлопыванием их в  объеме жидкости и другой, наиболее интересный для нашего пароходика, без отрыва от сопла, с образованием кумулятивной струи воды, направленной внутрь сопла. Заброс струи холодной воды глубоко в  подводящий паропровод сопровождался характерным «треском», свидетельствующим о попадании холодной воды на горячую поверхность металла. Таким образом, водомет представляет собой «двухтактный двигатель», с той лишь разницей, что пар не выходит из трубок, а выталкивает воду и способствует забросу воды обратно в котел. Этот неприятный для оборудования режим конденсации пара (с забросом холодной воды внутрь сопла) призван радовать ребятишек и их пап.

Настоящий убийца авианосцев

Борис Голдовский, генеральный конструктор ЦКБ «Лазурит»:

В подборке «Оружие века» («ПМ» № 2'2011, с. 59) упомянута подводная лодка проекта 949А как «убийца авианосцев». Действительно, этот проект самый большой по водоизмещению и количеству ракет из подводных лодок данного класса. Но термин «убийца авианосцев» появился гораздо раньше, в 1967 году, когда в состав ВМФ СССР вошла первая подводная лодка проекта 670 с крылатыми ракетами «Аметист», стартовавшими из подводного положения. По поводу появления этих кораблей в  Конгрессе США даже рассматривался специальный запрос, поскольку угроза авианосным соединениям существенно возросла. Ракет на подводной лодке проекта 670 было в  три раза меньше, чем на проекте 949А, зато водоизмещение — меньше в  6,7 раза (подводная лодка строилась на «внутреннем» заводе «Красное Сормово» в  Горьком). По количеству боезапаса (ракет и  торпед), приходящегося на тонну водоизмещения, она не имеет равных в мире. Всего по данному проекту и его модификации было построено 17 единиц. Если удельный боевой потенциал не считать важным показателем, то можно было бы упомянуть еще одного «убийцу авианосцев» — подводную лодку проекта 661, вошедшую в состав ВМФ в  1969  году. Корабль этот был построен в единственном экземпляре, по относительному количеству боезапаса он уступает проекту 670, но зато обладает абсолютным мировым рекордом подводной скорости хода  - 45 узлов.

Адская пыхтелка

Дмитрий Бурлаков:

В статье «Реактивный паровой водомет» («ПМ» № 2'2011) утверждается, что «такой мотор может работать только на игрушечных корабликах». Между тем в журнале «Катера и яхты» за 1968 год (вып. 16, с. 42), который в свою очередь ссылается на журнал Motor Boat and Yachting, приводится статья «Адская пыхтелка», где описан полноразмерный двух-местный гоночный катер именно с таким экзотиче-ским двигателем.

Это довольно известный случай  - перепечатка удачной первоапрельской шутки журнала Motor Boat and Yachting. Судя по тому, что 16-й выпуск «Катеров и  яхт» не апрельский, шутка удалась в полной мере.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2011).