Рождение журнала: репортаж из типографии

Рождение журнала: репортаж из типографии

Как известно, редакция нашего журнала находится в Москве на Полковой улице, недалеко от метро «Савеловская». Здесь редакторы придумывают темы и пишут статьи, барабаня по клавиатуре своих компьютеров. Однако журнал, отсвечивающий глянцем обложки и пахнущий типографской краской, рождается в другом месте.

В пяти минутах ходьбы быстрым шагом от метро «Печатники» расположены неприметные корпуса. Здесь находится крупнейшая в Москве типография «Пушкинская площадь», где печатается несколько десятков ежемесячных и еженедельных журналов. В том числе и тот, который вы держите в руках, — «Популярная механика». К нашему юбилею — сотому номеру- мы решили рассказать, как печатается наш журнал.

Оставить след на бумаге

Существуют несколько способов получить изображение на бумаге. Самый старый способ, восходящий к первопечатнику Гуттенбергу, придумавшему в 1440-х годах способ печати с помощью выпуклых зеркально отраженных букв, из которых набирал строки, по‑прежнему используется, как и в старые времена, для печати книг — это так называемая высокая печать. Части печатной формы, наносящие краску на бумагу там, где нужно оставить изображение (они называются печатными элементами), делаются выпуклыми, а пробельные элементы представляют собой углубления. Таким способом до сих пор печатают текстовые издания, особенно одно-двухцветные — например, книги.

Глубокая печать использует формы, в которых печатные элементы представляют собой углубления, а пробельные — выпуклости (в одной плоскости). После нанесения краски на форму и перед печатью с пробельных элементов краска удаляется. Поскольку этот способ хорошо передает полутона, он используется, например, для получения полиграфической продукции с множеством высококачественных полноцветных иллюстраций.

Способы печати отличаются конфигурацией печатных и пробельных элементов на печатных формах. В высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. На печатные элементы валиком наносится слой краски, который затем переносится на бумагу. В методе глубокой печати печатные элементы углублены относительно пробельных. Краска наносится на всю печатную форму, а затем с помощью ракеля удаляется с пробельных элементов. При этом глубина ячеек печатных элементов может быть переменной, что позволяет очень хорошо передавать полутона. В методе плоской печати пробельные и печатные элементы находятся на одном уровне, но отличаются по своей смачиваемости. Таким образом, краска удерживается только на печатных элементах, откуда переносится на промежуточный (офсетный) цилиндр, а затем — на бумагу.

Наиболее распространена в настоящее время офсетная печать — разновидность плоской печати. В этом методе печатные и пробельные элементы находятся на одном уровне, но отличаются характеристиками смачивания — печатные элементы краску удерживают, а пробельные — нет. Кроме того, офсетный метод относится к непрямым способам печати, то есть изображение с печатной формы сначала переносится на эластичный цилиндр, а с него уже на бумагу. В настоящее время именно офсетным способом печатается большинство газет, журналов и книг.

Печатные революции

Почти до конца XIX века печатные издания — газеты и журналы — изготавливались с помощью технологии высокой печати, причем печатники вручную набирали печатные формы в виде строк по буквам. В 1884 году американский инженер Оттмар Мергенталер произвел вторую (после Гуттенберга) крупную революцию в печатном деле — он изобрел линотип, строкоотливную машину, которая в значительной степени автоматизировала труд наборщиков. Эта технология применялась до середины XX века, но с появлением офсетной печати и фотонабора вынуждена была потесниться. Последний шаг к современной технологии изготовления печатных изданий произошел в конце 1980-х — начале 1990-х годов — им стало начало массового использования компьютерной техники в допечатных и полиграфических процессах.

Сейчас представить себе редакцию, отдел допечатной подготовки или типографию без компьютеров просто невозможно. Между тем еще в 1970-х создание журналов выглядело в упрощенном виде примерно так: авторы отдавали свои статьи в виде рукописей в редакционное бюро, где их перепечатывали на пишущих машинках и отдавали в набор, с которого изготавливались пробные оттиски. Их фотографировали для создания оригинал-макета — изображения на пленке. Это изображение проецировали на покрытые светочувствительным слоем металлические пластины, которые затем подвергались химическому травлению. В результате этих процессов получались формы для офсетной печати. С появлением машин для фотонабора технология упростилась, а когда компьютеры заняли свои места на рабочих столах, она приняла практически современный вид — верстка изданий выполнялась с помощью компьютерных программ, после чего на специальных принтерах выводились фотоформы для изготовления офсетных печатных форм. Сейчас технология выглядит еще проще — почти повсеместно используется технология CTP (computer-to-plate, непосредственно от компьютерного макета к печатной форме).

Устройства вывода печатных форм представляют собой специализированные лазерные принтеры, которые печатают не на бумаге, а на алюминиевых пластинах, покрытых термочувствительным веществом (на фото — слой синего цвета). Инфракрасный лазер формирует изображение, нагревая слой, который под действием тепла изменяет свои свойства. Проявитель растворяет экспонированные участки, образуя пробельные элементы. Затем пластины сушат и обжигают в специальной печи для повышения тиражестойкости.

По следам макета

Современная технология вкратце выглядит так. Чтобы читатели смогли взять в руки журнал, авторы и редакторы пишут статьи — разумеется, в электронном виде. Дизайнеры превращают текст и картинки в макет, который после проверки отправляется прямо в типографию, где его подвергают входному контролю. После того как макет проверят на соответствие техническим требованиям типографии, начинается вывод форм. Макет компонуют специальным образом — соответствующей формы страницы печатаются не по одной, а сразу целыми тетрадями (в случае «Популярной механики» тетрадь — это 48 страницы, то есть 24 с каждой стороны листа), и расположить их нужно так, чтобы после печати и фальцовки (складывания) они оказались в правильном порядке. Макет также делят по цветам в соответствии с принятой в полиграфии субтрактивной системой CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK- голубой, пурпурный, желтый, черный).

«Вывод офсетных печатных форм — это, в общем-то, распечатывание макета на принтере, — объясняет Мария Кондрашова, начальник технологического отдела полиграфического комплекса «Пушкинская площадь».- Разумеется, не обычном, а специальном — в нашей типографии для этого используются устройства вывода форм семейства Kodak Trendsetter. Они печатают с разрешением 2400 dpi, но не на бумаге, а на алюминиевых пластинах толщиной 0,2−0,3 мм со специальным термочувствительным покрытием. Там, где лазерный луч попадает на покрытие, оно нагревается и меняет свои свойства. После экспонирования пластину проявляют, смывая разрушенное покрытие. Затем формы проходят через специальную печь для сушки и обжига, в процессе которого покрытие упрочняется, а следовательно, повышается ресурс печатных форм. Если ресурс обычных офсетных форм составляет несколько сотен тысяч экземпляров, то подвергнутые обжигу по этому показателю уже могут конкурировать с формами для высокой печати — до миллиона и больше».

После всех этих процессов на форму наносится временное защитное покрытие, которое смывается уже перед печатью (оно необходимо, чтобы защитить формы от попадания пыли и грязи до печати). Для того чтобы подготовить пластины к печати, остается только загнуть и перфорировать края пластин — за эти крепежные элементы формы будут крепиться к цилиндру печатной машины.

От формы к бумаге

Готовые формы устанавливают в печатную машину для рулонной печати Heidelberg Sunday 4000, на которой и печатается наш журнал. Каждую пластину помещают в соответствующую секцию, по числу используемых красок — черную, голубую, пурпурную и желтую, именно в таком порядке происходит печать (на печатный цилиндр форма устанавливается автоматически).

И вот машину запускают — бумажная лента начинает разматываться с рулона, проходя через печатные секции. Табло над машиной показывает скорость печати — около 12 000 оттисков (каждый из них — тетрадь, то есть 48 страниц, 24 на одной стороне листа, 24 на другой) в час. Но это только начало: поскольку цвета печатаются последовательно, их нужно точно совместить, иначе вместо полноцветных качественных иллюстраций мы увидим в журнале нечто размытое с цветными окантовками. Чтобы такого не происходило, машина оснащена обратной связью — бумага, после того как на нее нанесены краски, проходит через спектрофотометр (сканер, измеряющий интенсивность цветов). На полях бумаги нанесены специальные знаки — цветовые шкалы и метки для позиционирования. Измеряя их положение и интенсивность, компьютер формирует сигналы для системы управления, которая сдвигает печатные формы в соответствующих секциях в ту или иную сторону и при необходимости изменяет подачу краски.

Первоначальная установка положения форм (приладка) в полностью автоматическом режиме занимает около 10−15 минут, при этом машина успевает напечатать около 3500 тетрадей — и все они отправляются на переработку после измельчения в огромных шредерах и прессовки. Когда качество получившихся оттисков выходит на необходимый уровень, скорость печати увеличивают — в штатном режиме она составляет около 70000 оттисков в час. Печать идет практически без остановок, многие необходимые технологические операции (например, промывка офсетных цилиндров) производятся прямо «на ходу», чтобы не сбивать настройки, — только на пониженной скорости (бракованные тетради опять уходят на переработку). Все это происходит автоматически, хотя при необходимости в процесс может вмешаться оператор, наблюдающий за показателями печати и отклонениями различных параметров от установленных величин на контрольных мониторах. Но необходимость в таком вмешательстве возникает нечасто.


Климат-контроль

Качество печати зависит от многих факторов, не последний из которых — влажность окружающего воздуха (при различном содержании влаги бумага ведет себя по‑разному). Поэтому в цехах «Пушкинской площади», где установлены печатные машины, можно увидеть увлажнители воздуха. Небольшие диски, похожие на диковинные НЛО, стройными рядами «парят» под потолком, выбрасывая струи мельчайшей водяной пыли. Включаться они могут автоматически или вручную.


Поскольку скорость печати велика, краска не успевает высохнуть естественным образом, поэтому бумага проходит через секцию сушки, а затем через фальцаппарат, который производит фальцовку — складывание листа так, чтобы после разрезания порядок страниц в тетради оказался правильным. Машина оснащена также системой проклейки корешка и трехсторонней обрезки, так что может выдавать готовые 48-полосные издания или 32-страничные издания, прошитые скрепкой. Но в случае с «Популярной механикой» это неприменимо, поскольку журнал состоит из нескольких тетрадей и, кроме того, для обложки используется другая бумага и отдельный процесс.

Офсетная печатная машина состоит из нескольких красочных секций, каждая из которых отвечает за печать своим цветом: четырьмя основными типографскими — CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK — голубой, пурпурный, желтый, черный), а также дополнительными — нестандартными цветами типа золотого или серебряного, УФ-красками и т. п. Краска с формного цилиндра с закрепленном на нем печатной формой переносится сначала на изготовленный из эластичного материала промежуточный офсетный цилиндр, который и дал название методу (от англ. offset — смещение, сдвиг), а затем уже с офсетного цилиндра на бумагу.

Товар лицом

Обложка, без всякого сомнения, лицо журнала, и о ее печати стоит сказать отдельно. Для обложки используется более толстая и более плотная бумага, сложенная в пачки листов. Поэтому здесь применяется листовая печатная машина семейства Heidelberg Speedmaster. Принцип печати ее такой же, как и рулонной, отличие только в бумаге — она уже не бежит сквозь печатные секции непрерывной лентой, а подается специальным устройством, хватающим листы с помощью присосок. Это более медленный процесс — максимальная скорость печати составляет порядка 16 000 оттисков в час. На листе такой бумаги одновременно печатается (с двух сторон) четыре комплекта обложек «Популярной механики».

«Многие журналы покрывают свои обложки лаком, — говорит Мария Кондрашова. — Поэтому в машине предусмотрена лакировочная секция с сушкой. Кроме того, у нас есть несколько машин, которые позволяют печатать не четырьмя красками, а пятью или шестью, то есть с использованием одной или двух дополнительных нестандартных красок из каталога Pantone или, например, серебряной, золотой». Подобным образом была напечатана (хотя и не в «Пушкинской площади») одна из тетрадок в номере «Популярной механики» за апрель 2008 года — там в качестве дополнительной использовалась флюоресцентная краска, которая светилась под воздействием ультрафиолетового излучения.

Сборка на конвейере

Последний этап создания нашего журнала — собственно сборка. На линии клеевого бесшвейного скрепления специальная машина складывает тетрадки в нужном порядке, выполняет обрезку и проклейку со скоростью около 8000 экземпляров в час. Путь от макета до готового журнала занимает у «Популярной механики» приблизительно неделю.

Рекламные приложения и буклеты при необходимости вкладываются в журнал на линии поэкземплярной упаковки, после чего готовые журналы упаковываются в пленку и складываются в пачки. Правда, по словам Марии Кондрашовой, у машины есть свои ограничения — она умеет размещать вложения либо под первую страницу обложки, либо в случайное место внутри журнала. Если же необходимо сделать вложение на конкретную страницу, роботы здесь бессильны — эту задачу может решить только ручной труд.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2011).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.