Автор лучшего письма получает в подарок туалетную воду Chrome Legend от Azzaro. Насыщенный свежий аромат включает нотки зеленого яблока, горького апельсина, пряностей, чая мате, мускуса, кедра, пачулей и плодов кумару. Именно сложная гамма оттенков делает аромат Chrome Legend таким притягательным.
Письма читателей: За лучшие письма - призы!
Chrome Legend от Azzaro

Лучшее письмо месяца

В статье «Биоэтанол: на здоровье!» («ПМ» №9'2010) допущена традиционная русская ошибка. Для перегонки используется другой вид холодильников — прямой холодильник Либиха. У него ровная прямая внутренняя трубка, которая позволяет сконденсировавшейся жидкости стекать без образования точек застоя, ввод и вывод воды находятся на разных сторонах — подача холодной воды снизу, патрубок смотрит вниз. Отвод — сверху, патрубок смотрит вверх. А в схеме на фото верхняя часть холодильника останется с пузырьком воздуха. Шариковые, спиральные и прочие хитро выгнутые холодильники используются только в вертикальном положении при проведении длительных реакций с необходимостью возвращать испаряющийся растворитель в колбу. Ну и по мелочам: слева еще должен быть термометр со ртутным шариком на уровне отвода в холодильник. Вакуумный алонж справа — совершенно излишний, поскольку спирт отгоняется на воздухе. При создании вакуума выход будет меньше, так как спирт будет хуже конденсироваться в холодильнике. Вакуум-перегонка используется только для высококипящих или очень ядовитых веществ. Сергей Костин

Стоит отметить, что упомянутая картинка в данном случае являлась исключительно художественной иллюстрацией иникоим образом не задумывалась как технологическая схема процесса.

Мягкой посадки

Иван, пилот «Боинг-737»: В статье «Стюардесса за штурвалом» («ПМ» №9'2010) допущены некоторые неточности. Вкаждом аэропорту есть хотя бы одна ВПП, ось которой имеет определенный магнитный курс. В Шереметьево, как верно указано, это 246 и 66 (отличаются на 180 градусов — ведь на полосу можно садиться с двух сторон). А вот в Домодедово цифры отличаются от указанных в статье — 136 и 316. Минимумы погоды по категориям курсоглиссадных систем тоже другие. Первая 60 х 550 м, вторая 30х350, третья 15х200 (первая цифра — нижний край облаков, вторая — видимость). На взлете с ростом скорости эффективность всех рулевых поверхностей возрастает, растет и эффективность педалей, которые управляют рулем направления. Флайт-директоры на советских самолетах и «Боинге» одинаковые (и никакие не реверсивные). А вот авиагоризонты отличаются: на «Боингах» индикация «обратная», а на «Илах» — прямая.

Тяжелая, но маленькая

Ярослав Задоровский: В заметке «Суперзвезда» («ПМ» №9'2010) говорится о том, что R136a1 — «самая огромная из известных звезд», но это не так. Если говорить о звездах, то большая масса далеко не всегда прямо пропорциональна большому размеру. R136a1, открытая командой Пола Кроутера в июне 2010 года, — самая массивная из известных звезд — около 260−270 масс Солнца, но никак не самая большая по размеру. Радиус R136a1- всего лишь 34−35 радиусов Солнца, а самой большой звездой является VY Большого Пса с радиусом 1800−2100 солнечных, но с массой лишь 15−25 масс Солнца.

Обвесили?

Андрей Гук: Облако («Сколько весит облако», «ПМ» №9'2010) — это исключительно водяные пары, а среда, где взвешены капли (собственно воздух), не является его частью: ведь при исчезновении облака в процессе выпадения дождя воздух не исчезает! Масса облака — это масса водяного пара в указанном объеме. Ее определяет абсолютная влажность воздуха (в г/м3). Это значение зависит от температуры, в наших широтах — около 5 г/м3, на экваторе- все 30 г/м3. Приняв данную величину равной 10 г/м3, получим, что в 1 км³ водяного пара 10000 т (а не миллион тонн, как указано в статье).

ПМ: Приведенные вами расчеты относятся только к насыщенному водяному пару и не учитывают воздух иуже сконденсированную воду, содержание которой в облаке определяет водность (для капельных облаков — до нескольких г/м3). Облако перемещается как единое целое с той средой, где взвешены капли, поэтому вполне допустимо говорить о полной массе облака с учетом воздуха.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2010).