РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Автор лучшего письма месяца получает в подарок 4G-модем Yota Mobile WiMAX в комплекте с программой Yota Access, необходимой для подключения к сети. Модем обеспечивает соединение со скоростью до 10 Мбит/с в зоне покрытия. По сути, для выхода в интернет достаточно вставить модем в USB-порт, вот и всё.   
Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Лучшее письмо месяца

Евгений Усачев: Возможно, идею своей картографической проекции Меркатор позаимствовал в гномонической проекции (шара на цилиндр), как это описано в статье «Квадратура круга» («ПМ» № 1'2010). Но Меркатор на этом не остановился, разработав преобразования координат так, чтобы локсодромии оставались прямыми, в то время как на гномонической проекции (которая с древних времен применялась для карт звездного неба) они изогнуты. В любом случае проекция Меркатора довольно сильно искажает контуры островов и материков и может послужить причиной недопонимания. Существует байка о том, как в 1974 году президент США Форд собирался встретиться с генсеком КПСС Брежневым во Владивостоке для обсуждения вопросов ядерного раз-оружения. Пресс-служба Белого дома представила маршрут полета президентского самолета Вашингтон — Анкоридж — Владивосток, и западные журналисты, глядя на карты (большинство которых были как раз в проекции Меркатора), стали выдвигать версии, зачем президенту лететь таким кривым маршрутом. Популярной стала версия, якобы Форд делает остановку в Анкоридже, чтобы объявить о предоставлении независимости Аляске, где как раз началась промышленная разработка углеводородов, шло строительство трансаляскинского трубопровода и возникло движение за отделение от США. В итоге пресс-службе пришлось посоветовать журналистам использовать глобус или карты, учитывающие кривизну Земли, где президентский маршрут выглядит наиболее коротким. Других причин лететь через Анкоридж не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безалкогольный шоколад

Максим Букреев, сотрудник компании Mars: После публикации статьи «Шоколад — пища богов» («ПМ» №1'2010) нас часто спрашивают, связан ли процесс алкализации какао с алкоголем — уж больно названия похожие. На самом деле при изготовлении шоколада алкоголь не используется, аназвание «алкализация» происходит от арабского названия поташа — «аль-кали» (именно от этого слова происходит название щелочного металла калия, вдальнейшем термин во многих европейских языках стал означать просто «щелочь»). Также хотелось бы поправить несколько неточностей встатье. Например, содержание лецитина в шоколаде допускается до 1%. Кроме того, хотя порошок, полученный при перемалывании жмыха, действительно не добавляют в хороший шоколад, вряд ли корректно называть его «отходом» — он используется для приготовления не только напитка, но и кондитерских глазурей. И наконец, если быть терминологически точным, то полиморфизмом обладает не шоколадная масса, амасло какао, входящее в ее состав, а темперирование — это не регулируемое охлаждение, а регулируемое сочетание охлаждения и нагревания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто главнее?

Евгений Лысых: В статье «Анатомия катастрофы» («ПМ» №1'2010) не затронут ключевой на сегодняшний день вопрос безопасности — приоритет машины или человека в принятии решения. Многие катастрофы последних лет говорят о том, что автоматика знала и могла вывести самолет из сложной ситуации, но пилот делал «все наоборот». Например, система ТиКАС делала все, чтобы спасти самолеты Башкирских авиалиний 2937 и DHL611 в 2002 году, индикатор альфа-крена пытался вразумить пилотов Ту-154 рейса 612, прорывавшегося через грозу, и подобных примеров десятки. Существуют системы и алгоритмы, приборы и механизмы, которые знают, как летать и «что делать, если...». Но готов ли пилот стать наблюдателем в критической ситуации? Полетит ли он на самолете, который отстраняет его от управления, если что-то пошло не так? А если причиной блокирования пилота станет отказ датчика? Полагаю, именно вопрос «кто главнее» иесть рубикон современных систем управления и безопасности.

История с географией

Юрий Экгауз: Где же скрывается городок Зареченск, в котором расположена Белоярская АЭС («ПМ №1'2010»)? Об этом гадает весь Екатеринбург и вся Свердловская область.

ПМ: В статье допущена досадная оговорка. Город-спутник Белоярской АЭС называется Заречный. Приносим свои извинения за эту ошибку.

Загрузка статьи...