28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинов в Париже прошел первый в истории киносеанс. Блокбастером конца XIX века стал фильм «Выход рабочих с фабрики», снятый за полгода до демонстрации братьями Луи и Огюстом Люмьер. С того дня братья справедливо считаются родоначальниками синематографа, хотя движущиеся картинки появились задолго до них

Кинематографический аппарат братьев Люмьер представлял собой усовершенствованную конструкцию кинетоскопа Томаса Эдисона. Основным его отличием была возможность проецировать изображение на большой экран, тогда как в кинетоскопе зритель должен был смотреть в окуляр. Суть в том, что и кинетоскоп, и кинематограф были устройствами, базировавшимися на одном принципе: целлулоидная лента с кадрами быстро движется перед проектором (или «волшебным фонарем»). Поэтому нас не очень интересует сейчас, кто же стал родоначальником кино — Эдисон или Люмьеры. Нас интересуют те, кто жил до них — и кто не пользовался фотопленкой для демонстрации фильмов.

Тауматроп Роджета

Первым шагом к созданию мультипликации можно считать модную в первой половине XIX века игрушку — тауматроп. Вы наверняка видели подобную штуку — если не в реальности, то хотя бы в кино. Мне сразу вспоминается классический фильм Тима Бертона «Сонная лощина», где главный герой играет с тауматропом на протяжении всей ленты.

Тауматроп — это просто кусочек картона, преимущественно круглый. С обеих его сторон — по рисунку. Сверху и снизу к тауматропу прикреплены пары веревочек. Сначала нужно их закрутить, а потом потянуть с двух сторон — и пока они разворачиваются, картонка будет вращаться с большой скоростью. Рисунки с двух ее сторон сольются. Так, если с одной стороны тауматропа изображена клетка, а с другой- птица, то при вращении видна птица в клетке. Можно получить цветы в вазе, или даму с собачкой, или редактора «Популярной механики» с ветвистыми рогами.

Принцип его действия основывается на способности сетчатки человеческого глаза запоминать изображения на доли секунды (персистенции). Считается, что изобрел тауматроп английский физик Питер Марк Роджет в 1824 году. На примере подобного устройства он демонстрировал студентам устройство сетчатки. Игрушку как таковую создали несколько позже.

Фенакистископ Плато

Опыт Роджета не остался незамеченным. Как было сказано раньше, его тауматроп стал модной забавой. Но некоторые ученые восприняли забавную диковинку серьезно и продолжили игры с сетчаткой человеческого глаза. Самым знаменитым и трагическим персонажем стал бельгиец Жозеф Плато.

В 1829 году 28-летний Плато получил докторскую степень в физико-математических науках и в том же году поставил на себе чудовищный опыт. Он в течение долгого времени — по некоторым сведениям, до минуты — смотрел в полдень на солнце, чтобы выяснить долговременность «памяти» сетчатки. В тот день он начал слепнуть — и, неоднократно повторяя свои эксперименты, полностью ослеп к 1842 году. Но все же успел сделать свое самое известное изобретение.

Он работал над развитием идеи тауматропа и пришел к конструкции, которую назвал фенакистископом. Устройство представляло собой диск, разделенный на сектора узкими щелями-прорезями. В каждом из секторов был нарисован «кадр мультфильма». Если быстро вращать диск перед зеркалом и смотреть в зеркало через прорези, «кадры» сливались в полноценный анимационный фильм.

У фенакистископа была странная судьба. Запатентовав свое изобретение в 1832 году, Плато не смог уследить за огромным количеством нелегальных производств фенакистископов. Фабриканты из Лондона и Париже тысячами клепали копеечные приборы, сделанные крайне грубо: изображения в них были плохо подогнаны и плясали. В последствии фенакистископное изображение пытались проецировать на экран, использовать в качестве пособия для студентов-оптиков, но долгая история этому прибору была не суждена. Дело в том, что вскоре после его изобретения появился зоотроп.

Зоотроп Хорнера

Если верить хроникам, зоотроп изобрели в Древнем Китае, но все же большинство ученых подвергает этот факт сомнениям. По уточненным данным, зоотроп сконструировал английский математик Уильям Джордж Хорнер в 1833 году и годом позже продемонстрировал его публике.

По сути, зоотроп — прямое развитие фенакистископа. По внутренней кромке открытого сверху барабана идет что-то подобное современной кинопленке — лента с последовательными картинками, над которыми проделаны вертикальные щели. Когда барабан вращается, щели сливаются и через них хорошо видны «кадры» — сливаясь, они образовывают короткий мультфильм. В отличие от фенакистископа, зоотроп не требовал зеркала — зритель просто раскручивал барабан и смотрел на него снаружи.

Праксиноскоп Рейно

Способ скрестить два прибора придумал французский преподаватель Шарль-Эмиль Рейно. В 1877 году он запатентовал прибор, названный им праксиноскопом. Аналогично зоотропу, в новом устройстве по окружности большого цилиндра шла лента, на которой были размещены «кадры» мультфильма. Но никаких щелей в устройстве не было, зато был внутренний маленький цилиндр, обклеенный зеркальцами. Каждое зеркальце располагалось напротив «своего» рисунка. При вращении человек смотрел поверх внешнего цилиндра и в зеркальце видел движущиеся картинки.

Далее Рейно принялся совершенствовать свой прибор. Сначала он прикрепил к барабану щиток со зрительным окошком по размеру картинки, чтобы зритель смотрел только в одно зеркальце и у него не мельтешило в глазах. В 1880 году Рейно придумал «оптический театр» — способ «трансляции» мультфильмов не для одного человека, а для целого зала зрителей. Четкое изображение на зеркале-экране позволило скрестить праксиноскоп с камерой-обскурой и получить кинокартинку. Проблема была в ограничении количества кадров двенадцатью.

А спустя 12 лет, в 1889 году, Рейно усовершенствовал свою конструкцию путем увеличения барабана и… создания почти что настоящей кинопленки. Каждый кадр рисовался отдельно на тонкой пластинке из желатина, затем пластинки скреплялись — таким образом Рейно получал «пленки» длиной до 600 кадров.

28 октября 1892 года, на три года опередив братьев Люмьер с их синематографом, Рейно показал свой первый мультфильм широкой публике (впрочем, предварительные показы он проводил еще на Всемирной выставке 1889 года). Известно пять мультфильмов Рейно, первым из которых стал «Бедный Пьеро».

История праксиноскопа завершилась трагически. Когда Рейно понял, что его конструкция не может соперничать с быстро развивающимся кинематографом, он уничтожил и свой аппарат, и все свои ленты, кроме двух.

Кинеограф Линнетта

В сентябре 1868 года английский печатник и специалист по литографиям Джон Барнс Линнетт запатентовал совершенно новый принцип анимации — кинеограф. Этот принцип не составил конкуренции зоотропу, хотя также снискал немалую популярность в обществе.

Кинеограф — это картинки, изображенные на страницах книги. Когда мы быстро листаем книгу, картинки сливаются в мультфильм. Каждый из нас когда-нибудь делал такой трюк, не правда ли? Впрочем, этот способ получения движущихся картинок знали и до Линнетта. Просто он оказался ловчее всех — и успел получить патент.

Своего расцвета кинеографический принцип ждал достаточно долго. Линнетт печатал книжки с такими рисунками в своей типографии, но это было не массовым производством, а скорее мелкосерийным. Ряд других типографий приобрели у Линнетта права на изготовление книг-кинеографов, а после его смерти супруга и вовсе продала патент со всеми потрохами какому-то предпринимателю.

В 1894 году американец Херман Каслер на основе кинеографа создал еще один прибор — мутоскоп. Внутри мутоскопа находился барабан с множеством страниц-картинок, при его вращении использовался тот же принцип, что и при перелистывании страниц книги. Каслер пытался развить это начинание, даже основал фирму American Mutoscope Company. Компания успела снять ряд «фильмов» для мутоскопа, но тут наступила эра кинематографа, и Каслеру пришлось срочно переквалифицироваться в режиссера. Кинокомпания Каслера просуществовала до 1928 года, сняв 12 полнометражных и около 3000 короткометражных фильмов.

Аналогичную инициативу проявил в 1897 году англичанин Генри Шорт, создав нечто мутоскопоподобное и назвав это «филиоскопом». Его компания разорилась практически сразу, хотя он успел выпустить значительное количество больших кинеографов с механическими устройствами для перелистывания страниц.

А то, что мы можем в любое время пойти в кино и посмотреть там очередной блокбастер, подтверждает, что все они — Роджет, Плато, Хорнер, Линнетт, Рейно — работали не зря.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2009).