Невероятное искусство запузыривания: как мастера собирают модели кораблей в бутылках

Как попадает модель парусника в бутылку? Одна из версий – мастера аккуратно отпиливают донышко, а потом, поместив игрушку внутрь, приклеивают его обратно. На самом деле все гораздо интереснее.

«Этому искусству лет пятьсот, — говорит Лев Алешин, самый именитый судомоделист России и судья международной категории, — и зародилось оно в эпоху великих географических открытий. Парусник порой попадал в штиль на недели, и чтобы как-то бороться со скукой моряки делали модели, замысловато размещая их в пустых бутылках, благо недостатка в последних на дрейфующих кораблях не было».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Корабль в бутылке
Это корабль «Титаник» в бутылке. Интересно, как он попал туда?

Сквозь горлышко: как делают корабль в бутылке

В общих чертах технология изготовления парусника в бутылке довольно проста. Сначала модель строится на столе с учетом дальнейшего членения и сборки-разборки. После этого парусник разбирается и начинается финишная сборка внутри бутылки при помощи специального инструмента. Вот этот самый инструмент и является фирменным ноу-хау, которым мастера не расположены делиться. В современной интерпретации он представляет собой обычно гибкий вал с цанговым захватом на конце.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот какие инструменты нужны для того, чтобы сделать корабль в бутылке: оказывается, все не так уж просто
Вот какие инструменты нужны для того, чтобы сделать корабль в бутылке: оказывается, все не так уж просто
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А для нанесения микроскопических капель клея используют длинные медицинские иглы. Саму сборку модели начинают с самого дальнего от горлышка элемента, чтобы в процессе изготовления старые части не заслоняли вновь устанавливаемые. Чем длиннее и уже бутылочное горлышко, чем полнее заполнен моделью объем бутылки, чем больше элементов в конструкции парусника — тем более высоко модель оценивается как на соревнованиях, так и на аукционах. Если же собранный корпус парусника проходит сквозь горлышко — грош цена такой модели, утверждает Алешин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Модель русского линкора «Слава Екатерины» перед «запузыриванием»
Модель русского линкора «Слава Екатерины» перед «запузыриванием»

Проблема российских моделистов — плохая поверхность отечественных бутылок. Она искажает детали парусника. С появлением на нашем рынке импортных напитков ситуация улучшилась ненамного. Зарубежные же мастера предпочитают специальные бутылки, сделанные на заказ из оптического стекла, порой по толщине стенки соперничающие с лампочками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обратите внимание на «косичку» такелажа в районе бушприта. Благодаря ей снасти парусника натягиваются внутри бутылки, как струны
Обратите внимание на «косичку» такелажа в районе бушприта. Благодаря ей снасти парусника натягиваются внутри бутылки, как струны
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому Владислав Бабкин, автор модели парусника «Азов», поместил его в лабораторную бутылку. Такие модели строятся в мире крайне редко, поэтому даже подержать их в руках — большая удача. Снять же процесс их изготовления — задача, для журнала просто нереальная: «Азов», например, строился более полугода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Корабль в бутылке
Парусники в бутылке бывают на любой вкус и цвет. Но все они завораживают своей красотой и секретом создания

Высший пилотаж: мастера судомоделизма

Кто часто пользуется московским метро, наверняка замечал на стенах вагонов рекламу вермута «Букет Молдавии». На ней в пустой бутылке из-под вина великолепно выполненная модель парусника. Найти мастера не составило труда: в Москве такие вещи могут делать 34 человека. Всеволод Гладилин специально для «TechInsider» собрал парусник в бутылке, раскрыв некоторые профессиональные секреты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вначале в бутылку помещается нижняя часть корпуса
Вначале в бутылку помещается нижняя часть корпуса
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном жаргоне, "запузыривания" модели в бутылку, — говорит Гладилин. — У каждого мастера она своя». Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают внутри бутылки, тщательно заделывая швы. Но высший пилотаж — парусники. Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли — очень большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Корпус приклеивается на подставку внутри бутылки
Корпус приклеивается на подставку внутри бутылки

Более массовая технология подразумевает заваливание мачт парусника назад, для облегчения прохождения через бутылочное горлышко. Основная хитрость такой схемы — шарниры, которыми мачты крепятся к палубе. Второе ноу-хау — снасти, за которые поднимаются мачты внутри бутылки. Кроме того что они выполняют функцию подъема, снасти должны соответствовать реальному такелажу. На хорошо сделанном паруснике снасти натянуты как струна — только тогда создается ощущение ветра в бутылке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самая ответственная часть – мачты на палубе аккуратно складываются назад
Самая ответственная часть – мачты на палубе аккуратно складываются назад
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если мачты можно поднять одновременно — замечательно. На сложных моделях это не всегда возможно — тогда мачты поднимаются не спеша и поодиночке. После натягивания такелажа, специальной проволочкой с закрепленным на конце кусочком лезвия обрезаются все нитки на бушприте. После чего начинается финишная отделка корабля: тончайшим пинцетом устанавливаются на клею пушки, шлюпки, вымпелы и другие мелкие детали. Главное — не заляпать клеем бутылку изнутри, тогда работа считается браком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самая ответственная часть – мачты на палубе аккуратно складываются назад
Ювелирная работа – по миллиметру мачты с парусами протискиваются сквозь горлышко. На этом этапе чаще всего ломают мачты

У опытного мастера обычно на изготовление хорошего коммерческого (который можно купить в салонах) парусника уходит около недели. Все свои секреты ни один мастер до конца не раскроет. Но ни один из российских умельцев донышек от бутылок не отпиливает. «TechInsider» это гарантирует.

Последующие этапы сборки
Последующие этапы сборки
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сколько стоят корабли в бутылках и где их купить

Цена зависит, конечно же, от того, какой именно корабль в бутылке вы хотите приобрести. Стоимость таких сувениров может быть абсолютно разной: самые маленькие, почти несерьезные кораблики могут стоить 200 рублей. Однако, если речь идет о коллекционных моделях ручной сборки, то цены достигают и нескольких десятков тысяч.

Опытные коллекционеры знают места, где можно раздобыть самые редкие модели кораблей в бутылках: барахолки, распродажи и частные мастера. Однако существуют и общедоступные ресурсы. Например, есть сайт, где продаются не только корабли в бутылках, но и пластиковые танки, радиоуправляемые автомобили и модели грузовиков. Или можно найти тематические паблики в соцсетях, где люди с «кораблебутылочными» интересами продают ненужные им модели или обмениваются ими с другими любителями. Словом, кто ищет, тот всегда найдет!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Готово! Приклеивать дно бутылки не потребовалось
Готово! Приклеивать дно бутылки не потребовалось

Как сделать корабль в бутылке: видео

Если вы хотите своими руками сделать уникальный подарок своей второй половинке, ребёнку, родителю, другу — словом, кому угодно, вот наглядный видеоурок, как сделать парусник в бутылке.

Нажми и смотри