РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сотворение мира: Миниатюрные железные дороги

Миниатюрные железные дороги завораживают не менее, чем совершенные механизмы швейцарских часов. И те и другие в Европе всегда считались предметами технологического искусства
Тэги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мой коллега, бывший железнодорожник, на горнолыжном курорте в Швейцарии познакомился с местным жителем, тоже бывшим железнодорожником. Общее профессиональное прошлое буквально за 10 минут разговора сделало их близкими друзьями, и коллега был приглашен на обед в дом швейцарца. После десерта гостеприимный житель гор, распахнув двери подвального помещения, продемонстрировал свою гордость — макет железной дороги. На площади, сравнимой с размерами квартиры моего коллеги, были выстроены станции, городки, горы, мосты над ущельями и проведены многочисленные железнодорожные пути.

Несколько десятков поездов бодро бегали по рельсам. Но все это оказалось только верхушкой айсберга. В дальней стене были пробиты миниатюрные туннели, которые вели в сад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В теплое время года там выстраивался целый мир с заброшенными полустанками, водонапорными башнями, миниатюрными водопадами и бесконечными нитками рельс. Сидеть в саду можно было часами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мини-железнодорожники

По самым пессимистичным оценкам, в Европе железнодорожным моделизмом увлекается каждый пятый взрослый мужчина. Оптимисты считают, что небольшой локомотив и несколько вагончиков можно обнаружить у каждого второго. В России это хобби единиц. Тому масса причин — и крошечные размеры жилья соотечественников, и небольшие доходы (стоимость только одного миниатюрного локомотива колеблется от $100 до $10 000), и отсутствие традиций. Тем не менее число энтузиастов медленно, но неуклонно растет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железнодорожный моделизм старше самого железнодорожного транспорта: английский инженер Ричард Тревитик перед постройкой первого в мире паровоза долго экспериментировал с моделями. В хобби же изготовление миниатюрных поездов превратилось ближе к концу XIX века, одновременно с бурным развитием железных дорог. Не обошло увлечение и Россию: в 1900 году на Всемирной выставке в Париже модель Транссибирского экспресса (которую и сейчас можно увидеть в Музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге) взяла золотую медаль.

При социализме вручную изготавливалось практически все —

от подвижного состава до путей. Существовали даже специальные станочки, на которых вытягивали миниатюрные рельсы. Для пущей детализации иногда из дерева резались шпалы и делались практически невидимые невооруженным взглядом микроскопические костыли. Изготовление же собственно локомотивов было и вовсе ювелирной задачей, посильной только высококлассным профессионалам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проводились специальные соревнования, где моделисты состязались в точности воспроизведения и даже максимальной тяге локомотивов.

Масштабное производство

Возникшие на пороге XX века мелкие ремесленные мастерские по выпуску железнодорожных моделей постепенно переросли в крупные фирмы, изготавливающие все, что связано с железнодорожным моделизмом, — от локомотивов и вагонов до мостов и зданий. Крупнейшие компании расположены в Европе (Германии, Австрии, Англии, Франции и Италии), а также в США. Существует довольно четкая специализация: одни выпускают подвижной состав, другие занимаются путевым хозяйством, третьи — строениями и фигурками людей. Масштабы моделей могут быть разнообразными, но наиболее популярны всего три — 1:87 (HO), 1:120 (TT), 1:160 (N).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый распространенный масштаб 1:87 хорошо известен нам по моделям Piko. Большие размеры делают такую дорогу хорошим подарком детям, тем более что в стартовых наборах, традиционно состоящих из локомотива, двух вагонов и небольшого количества путей, нет мелких деталей. Использование моделей такого масштаба в качестве игрушек и сделало его наиболее распространенным.

Однако настоящие коллекционеры и энтузиасты отдают предпочтение более мелким масштабам, позволяющим на небольших площадях возводить целые железнодорожные миры.

Собственно, и коллекционеры делятся на два класса — так называемых «полочников», просто собирающих модели, и «макетчиков», эксплуатирующих подвижной состав на макетах, ведь только в движении можно оценить все достоинства моделей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые современные миниатюрные паровозы снабжены дымогенератором, и под парами локомотив окутан дымом, как настоящий. Встроенная электроника не только включает внутреннее освещение и внешние прожектора, но и воспроизводит звуки лопаты, бросающей уголь в топку, пыхтящего котла, свистка и даже пара, вырывающегося из цилиндров.

Даже просто стоящие на полке модели могут рассказать коллекционеру не меньше, чем марки — опытному филателисту. Вагоны и локомотивы испещрены техническими надписями и цифрами, многие из которых можно разглядеть только в лупу. По ним коллекционер определяет дату и место изготовления подвижного состава, места эксплуатации и многое другое. Выпускаются даже специальные «зондерсерии» — ограниченные тиражи, предназначенные для продажи только в одной стране. Еще более ценятся модели, изготавливаемые мелкими сериями, почти вручную, небольшими мастерскими. Нашим моделистам, увлекающимся отечественными железными дорогами, приходится иметь дело как раз с такими. Крупные мировые компании не выпускают российский подвижной состав — слишком мал рынок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эпохальные проекты

В железнодорожном моделизме регламентируется шесть эпох: первая — с самого начала по окончание Первой мировой войны (1835−1920); вторая ограничена Второй мировой (1920−1945); третья делится на две подэпохи — 1945−1955 (переход на тепловозную тягу) и 1955−1970 (введение в Европе сквозной нумерации вагонов), четвертая — 1970−1985 (объединение Германии) и пятая — современная. Самыми интересными и красивыми считаются две первые эпохи — с ностальгическими паровозами, пульмановскими вагонами и барышнями на перронах великолепных вокзалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изготовление макета, хоть отдаленно напоминающего те, что вы видите на фотографиях, занимает многие месяцы. По словам Геннадия Никитина, железнодорожного моделиста со стажем около 30 лет, процесс начинается с долгих бесед с заказчиком о том, что он желает видеть. Эпоха, количество составов, ландшафт, водоемы, здания, люди — сделать можно все, включая действующие водопады, фонтаны или парк аттракционов. После того как у мастера расчет геометрии путей и ландшафтов. Задача далеко не так проста, как кажется: все должно выглядеть гармонично, многоуровневые развязки должны быть незаметно спрятаны внутри, радиусы закруглений должны пропускать планируемые поезда. Дополнительные проблемы связаны с тем, что не все современные локомотивы могут тянуть двухметровые составы на подъем под углом более 110. Существуют, правда, модели «Эдельвейса». В реальной жизни он затаскивает составы в Альпийские горы, используя третий зубчатый рельс. И только при наличии миниатюрного аналога этого рельса модель поезда преодолеет 30-градусный подъем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но мы отвлеклись. Расчет геометрии макета, даже с использованием современного компьютера, может занять месяцы.

После этого разрабатывается электронная схема. Сердцем служит мощный процессорный контроллер, который управляет не только движением поездов, но и освещением в домах.

А еще он приводит в действие разнообразные механизмы. Благодаря ему лесопилка работает, люди ходят по перрону, а автомобили ездят по дорогам. На проектирование электронной схемы часто уходит до четырех месяцев. Затем начинается собственно изготовление макета. Чаще всего основание для путей — толстая фанера. А вот для создания рельефа существует масса разных технологий — метод горизонталей, применение жестких вертикальных ребер, нервюр и т. д. Готовые макеты поражают своей правдоподобностью: через пару минут не можешь отделаться от мысли, что находишься в настоящей стране Лилипутии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Геннадий Никитин утверждает, что смакетировать можно все. Например, недавно для крупного заказчика в качестве сюрприза построили точнейшую копию его загородного дома. На крыльце — сам хозяин с женой и детьми, смотрят на проходящие поезда. В мансарде этого самого дома, только реального, и смонтирован гигантский макет. Жена жалуется, что муж после работы может пропадать там часами, как зачарованный наблюдая за жизнью железной дороги.

Поехать легко

Вовсе не обязательно отводить под макеты целые комнаты и чердаки, да и не у всех они есть. Существует масса хитроумных способов встраивания их в обычные жилые комнаты. Например, с обратной стороны детской кровати: она поворачивается на шарнире, и вместо подушки с одеялом перед вами — сказочный город с мостами и полустанками. Используются также нижние поверхности столов, стеновые ниши. Некоторые гигантские макеты на блоках просто убираются под потолок. Было бы желание, миниатюрную дорогу можно расположить даже на верхней полке в шкафу. Поверьте, это стоит того. Я сам час стоял как завороженный — оторваться невозможно. Вот и вы сейчас что делаете последние пять минут? Рассматриваете фотографии?

Загрузка статьи...