Наш материал об истории и устройстве самых красивых механизмов XX века — паровозов — получил неожиданное продолжение. Казалось, что паровые машины успешно перекочевали из железнодорожного транспорта на офисные столы

Модели паровых машин впервые появились в конце XIX века. Их использовали в качестве двигателей для игрушечных катеров, которые были довольно популярны среди обеспеченной детворы.

Как элемент буржуазности, детские паровые машины после революции исчезли из советских магазинов, хотя довольно долгое время их мастерили в домах пионеров для тех же моделей паровых катеров. Мне не довелось увидеть их живьем, хотя чертежи таких машинок видел. Может, и хорошо, что такие машины исчезли из детских технических кружков: неправильный расчет котла мог запросто привести к взрыву. Недаром заводские модели паровых двигателей испытываются чудовищным давлением 450 кН/м2. Компактные модели паровых машин до сих пор популярны в Европе, однако сейчас их чаще используют для демонстрации основных принципов превращения тепловой энергии пара в механическую энергию, а не как «сердце» самодвижущихся игрушек. Действующие модели паровых катков, катеров, паровозов и автомобилей если и выпускаются, то используются сейчас не в качестве игрушек, а как предмет коллекционирования.

Обкатка

Для запуска в редакции мы раздобыли модель парового двигателя производства западногерманской компании Wilesco, выпускающей такие двигатели почти полвека. Выбрать было из чего: существуют машины хромированные и позолоченные, вертикальные и горизонтальные, поршневые и турбинные, работающие на сухом горючем или газе. Лично мне очень понравилась паровая судовая установка, готовая для установки на плавающую модель. Для себя мы решили ограничиться самой простой машиной: нам важен был сам принцип работы. Запуск двигателя оказался на редкость прост, особенно по сравнению с двигателями внутреннего сгорания для авиамоделей. Наливаем воду, перекрываем клапан, поджигаем таблетку сухого горючего. Через минуту-две вода начинает кипеть, приоткрываем клапан, пар по паропроводу устремляется в цилиндр, и, о чудо, паровичок начинает очень бодро крутить маховик. Процесс работы завораживает — вокруг работающего двигателя столпились все люди, которые были в фотостудии, и смотрели не отрываясь минут пятнадцать, пока не закончилось горючее. Все получили огромное удовольствие. Теперь редакция занята поиском действующей модели жидкостного реактивного двигателя. Пора в XXI век.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2003).