Кто в детстве не бредил парусниками? Поэтому когда мы решали, какой вид транспорта будет спускать на воду мини-верфь «Популярной механики», все безоговорочно остановились на яхте. Ну, во-первых, это красиво. А во-вторых, редакция думала, что постройка яхты займет меньше времени, чем какого-нибудь судна с мотором. Со вторым мы сильно ошиблись.

Покупаем

Первое наше открытие — радиоуправляемый яхтинг в России развит гораздо слабее полноразмерного. Наверное, это и хорошо: нечего убегать от реальной жизни в мир имитаций. Но нам хотелось именно нереальной радиоуправляемой яхты. В поисках ее мы обегали пол-Москвы. И вот в одном магазине мы нашли то, что искали, — яхту Fairwind японской компании Kyosho. За 12 тысяч рублей нам досталась огромная коробка со всем необходимым: готовым пластмассовым корпусом, мачтой, парусами, мотками миниатюрных снастей и заготовками такелажа. Приемник радиоуправления и две рулевые машинки мы решили снять с редакционного самолета, который мы смастерили в прошлом году.

С точки зрения профессиональных радиоуправляемых яхтсменов, мы купили «буржуйскую штамповку». Настоящая яхта делается вручную, что требует серьезных навыков и, что немаловажно, времени. Можно, кстати, заказать уже готовую яхту мастеру. За границей за такую яхту наверняка попросят порядка пяти тысяч долларов, в России это стоит в десять раз дешевле. Но нас такой вариант не устраивал: мы хотели сделать яхту сами.

День первый

Купленная нами яхта длиной 90 см и высотой 1,56 м попадает в международный класс «1 метр» (да, именно так и называется), самый маленький, массовый и демократичный. Маленькой, кстати, назвать нашу яхту язык не поворачивается: в собранном виде она почти достигает человеческого роста. Существует еще средний международный класс M (Marblhead) и большой — R10R, но они проходят не в каждую дверь.

Но мы отвлеклись. Постройка нашей красавицы началась с удаления заусениц на заготовке корпуса. Надо сказать, на японское литье наш корпус похож не был. Сантиметровые подтеки пластмассы мы обрезали часа полтора (отрезав в одном месте лишний кусок). После чего, собственно, началась сборка. Первая операция — засыпка балласта. Инструкция рекомендовала использовать 1,7 кг специального балласта Y-8, удивительно напоминающего обыкновенную дробь. В целях экономии последнюю мы и засыпали, закрепив ее в пустотелом киле расплавленным воском. Затем пришла очередь укреплять наш корпус деревянными распорками и устанавливать специальную палубу под радиоуправление. Так как все это крепилось эпоксидным клеем, мы оставили нашу конструкцию сохнуть на сутки.

День второй

На нижней палубе располагается весь интеллект нашей яхты — приемник радиоуправления, две рулевые машинки (одна для управления рулем, вторая — парусами) и блок аккумуляторных батарей. Крепление машинок труда не составляет. Одну при помощи длинной металлической тяги подсоединяем к перу руля, ко второй крепим специальный рычаг для управления парусами, который нам презентовали в магазине, где мы покупали радиоуправление. Выводим тумблер выключения питания на верхнюю палубу и герметизируем его специальной резиновой накладкой из нашего комплекта: вода радиоуправлению противопоказана.

После чего начинаем сверлить в корпусе небольшие отверстия и крепить в них винтами разнообразные вантпутенсы, палубные фитинги, кипы, полуклюзы, релинги и роульсы. Пугаться незнакомых слов не стоит — на прилагаемой схеме все показано цифрами. Работа нетрудная, но нудная — уж больно много на яхте всех этих штуковин.

День третий

Как нам показалось сначала — самый легкий. Ничего не надо сверлить и клеить, только установить мачту и натянуть снасти. Пропало все воскресенье!

Собственно мачта собирается из двух половинок, затем к ней прикручиваются две распорки, отводящие ванты от мачты. Аккуратно по направляющим заправляем в мачту основной парус, после чего нижнюю часть паруса заправляем в гик. Осталась вроде бы несложная работа по натягиванию снастей. Все оказалось не так просто. Несмотря на то, что мы вооружились подробной схемой, это заняло у нас несколько часов. Нам пришлось изучить разные типы морских узлов и кропотливо вязать их на миниатюрных канатах. Разобраться с первого раза, что к чему привязывается и что когда натягивается, нам не удалось, и пару раз приходилось начинать работу сначала. Но мы были вознаграждены — к вечеру перед нами стояла настоящая красавица. А наши головы пополнились новыми знаниями — например, что гик опирается пяткой в мачту через вертлюг, и никак иначе.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2003).