Скажем сразу, запуск радиоуправляемой яхты — куда более релаксирующий вид отдыха, чем, например, управление моделью самолета. Ошибка в управлении не будет стоить вам безнадежно разбитой модели, а управлять парусником через две-три минуты сносно могут даже блондинки.

Левый неподпружиненный рычаг отвечает за паруса, правый — за перо руля

Ура! Утром в субботу небольшой ветерок разогнал тучки, самая погода для радиоуправляемого яхтинга. Найти место для запуска нашего парусника довольно просто: в Москве достаточно водоемов. Нам же от редакции до реки вообще рукой подать, даром что на «Водном стадионе» сидим. Собственно, на полуразрушенном Водном стадионе и решили запускать.

С проблемами начали сталкиваться на первом этапе: с разбега яхта в редакционный лифт не проходит, а он побольше стандартных «домашних» лифтов. Однако, приноровившись, все-таки проходим в лифт. Внизу становится очевидной новая проблема: яхта не помещается ни в «девятку» нашего главного консультанта по судомодельному спорту Антона Коршикова, ни тем более в двухместную машину главного редактора. Мы почти уже решились демонтировать у парусника мачту, когда к нам подоспела нежданная подмога в лице обладательницы VW Golf. Если у такой машины сложить задние сиденья, радиоуправляемая яхта поместится там как раз.

Подготовка

Минут двадцать уходит на «дозаправку» яхтенных аккумуляторов, питающих приемник радиоуправления и две рулевые машинки. Небольшой опыт показывает, что с нашим вялым энтузиазмом заряда аккумулятора вполне хватит до конца сезона.

Все, зарядка завершена. Теперь ответственная работа — герметизация крышки верхней палубы, обеспечивающей доступ в трюм к радиоуправлению, единственной части нашей яхты, боящейся воды. Некоторое время яхта стоит на краю бетонной набережной, и мы опробуем радиоуправление и подтягиваем такелаж. Небольшой секрет: на левом рычаге нашего пульта радиоуправления, отвечающем за паруса, наш консультант Антон удалил пружинки. Они возвращали рукоятку в нейтральное состояние, что для управления парусами неудобно — ну нет на яхте нейтрального положения для парусов.

Спуск на воду нашей красавицы ничем особенно примечательным отмечен не был: постояв несколько секунд у набережной, яхта наполнила паруса и бодро заскользила по воде, обгоняя весельные лодки с отдыхающими. Дальность плавания, как выяснилось, ограничена только прямой видимостью: яхта безукоризненно слушалась управления даже на значительном удалении от берега.

Управление

Преимущество яхты очевидно: она не требует ни двигателя, ни, соответственно, топлива, был бы только небольшой ветер. Недостаток вытекает из преимущества: яхта не может идти против ветра. Вернее, она никогда не ходит строго против ветра, такое положение называется «левентик». Не очень любит наша яхта ходить и строго по ветру (фордевинд), норовя носом зарыться в воду. Самый красивый курс — когда яхта идет под углом к ветру. Собственно, по этому признаку и определяются в парусном флоте курсы: острые, когда яхта идет под острым углом к ветру, и полные, когда яхта движется по ветру. На острых курсах парус работает как крыло, на полных — просто является препятствием для ветра. Как крыло, согласитесь, приятнее.

Первый приобретенный под наблюдением Антона навык — удерживание яхты на остром курсе. Искусство состоит в умении правильно выбрать паруса. Наша шкотовая машинка в трюме одновременно выбирает как стаксель (маленький передний парус), так и грот (основной парус), что сильно упрощает управление: оба паруса всегда стоят под одним углом. Если шкот выбран сильно, то есть паруса стоят почти параллельно корпусу, их площадь по отношению к ветру максимальная, при сильном ветре яхту будет класть на борт. Если ослабить натяжение, то парусность уменьшится и скорость упадет.

Следующий навык — смена курса, или, как говорят яхтсмены, изменение галса. Оно происходит путем поворотов оверштаг (когда направление на ветер пересекает нос лодки) и фордевинд (когда направление на ветер пересекает корма). Поворот носа яхты к ветру называется приведением к ветру. Такой поворот осуществляется плавным выбиранием шкотов и перекладыванием руля в сторону поворота. Если поворот делать не слишком энергично, то яхта застынет в положении левентик и будет некоторое время напоминать неуправляемый поплавок. Выход один — стравливать шкоты и ждать, когда яхта развернется к ветру боком и вновь наберет скорость.

Более простое изменение курса яхты в подветренную сторону называют уваливанием. Для того чтобы повернуть под ветер (увалить), нужно плавно переложить руль в сторону поворота, постепенно подтравливая оба паруса, пока они не займут положение согласно выбранному курсу.

Последний навык — хождение против ветра. Честно говоря, ни одна парусная яхта никогда не ходит прямо против ветра. Большинство яхт не могут удерживать курс под углом меньше 450 к ветру, поэтому для достижения цели, лежащей в пределах этого сектора, надо сделать серию зигзагообразных маневров по отношению к ветру, известных как хождение галсами, или лавировка. Наша же яхта ходила под гораздо большими углами — думаем, градусов 30.

Вот и все. На самом деле управление яхтой в реальной жизни оказалось гораздо проще, чем описано выше. После пары попыток каждый из участников нашей мини-регаты вполне осваивал управление, и яхта бодро бегала под разными галсами, мастерски лавировала и ходила любыми курсами, причем довольно быстро, обгоняя проплывающие мимо весельные лодки.

Когда научишься управлять яхтой, становится несколько скучновато. Явно не хватает еще одной-двух яхт для гонок. Так что, если у кого есть такие яхты, пишите, погоняем.

Проблемы

Сначала одна из наших блондинок, увидев, что яхта идет бодрым ходом прямо в бетонный пирс, с криком «Она идет прямо на меня!» выронила пульт управления. Яхта въехала в пирс, навсегда лишившись красивого пластмассового якоря на носу. Следующая проблема оказалась серьезнее. На значительном удалении от берега яхта вдруг перестала слушаться руля и стала закладывать левый поворот. Хорошо, что ветер дул в сторону берега и через некоторое время наш парусник прибило к пирсу неподалеку. Оказалось, что не выдержал эпоксидный клей, на котором крепилась внутри яхты палуба с рулевыми машинками. Как объяснил Антон, перед нанесением клея следовало зачистить гладкий борт крупной наждачной бумагой. Попытаемся исправить ошибку в следующее воскресенье.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2003).