Человек всегда хотел летать. Ну, или, учитывая неудачный опыт Икара, хотя бы безопасно спускаться с большой высоты. Существуют свидетельства о том, что идея парашюта приходила в голову изобретателям задолго до Леонардо да Винчи. Однако именно Леонардо нарисовал в конце XV века эскиз этого устройства — полотно, натянутое на пирамидальный каркас. К четырем углам пирамиды были прикреплены тросы, за которые держался человек. Впрочем, в то время никто не решился опробовать это изобретение на практике.
Редакция ПМ
Homo Volans: человек летающий

Но столетие спустя хорватский изобретатель Фауст Веранчич (или, на итальянский манер, Фаусто Веранцио), взяв за основу эскиз да Винчи, начал работу над проектом Homo Volans («Человек летающий») и в 1617 году благополучно спустился на куполе с одной из венецианских башен.

Затем эстафета перешла к французам. В 1783 году Луи-Себастьян Ленорман совершил успешный спуск с высокой башни на четырехметровой конструкции, напоминавшей зонтик. Ленорман назвал свой аппарат парашютом, от para (против) и chute (падение). Через два года его соотечественник Жан-Пьер Бланшар провел эксперимент на собаке, сбросив ее на парашюте с воздушного шара. Бланшар усовершенствовал конструкцию, отказавшись от жесткого каркаса. Он также утверждал, что в 1793 году первым использовал парашют в качестве средства аварийного спасения, спрыгнув с горящего воздушного шара, но из-за отсутствия свидетелей этот факт остался неподтвержденным. Лавры же первого парашютиста получил другой француз — Андре-Жак Гарнерин, 22 октября 1797 года спустившийся на землю с высоты 900 м на семиметровом куполе собственной конструкции. Купол с подвешенной корзиной был прикреплен к воздушному шару, и в нужный момент аэронавт просто перерезал крепежный фал. За одним из его следующих прыжков, с рекордной для того времени высоты 2300 м, наблюдал известный французский ученый Жозеф Лаланд, обративший внимание на сильную «болтанку». После приземления он внимательно осмотрел конструкцию купола и посоветовал прорезать в центре небольшое отверстие, что значительно увеличило стабильность спуска.

Изобретение парашюта сделало профессию военного летчика намного менее рискованной.

За последующее столетие множество изобретателей искали способы сделать прыжки удобными и безопасными. От корзины отказались, а в 1887 году капитан американской армии Томас Болдуин предложил использовать подвесную систему, очень похожую на современную. В 1890 году очередной шаг совершили двое немецких воздушных акробатов — Пауль Леттман и Кэти Паулюс. Они предложили два важных усовершенствования — контейнер для складывания парашюта и вытяжной парашют для ускорения процесса раскрытия шелкового купола. Правда, эти изобретения были оценены в должной мере только после появления авиации. Последний шаг сделал в 1911 году наш соотечественник Глеб Котельников, разработавший ранцевый парашют.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2008).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.