Ралли самоделкиных: газотурбинный двигатель из огнетушителя

Ралли самоделкиных: газотурбинный двигатель из огнетушителя

Ежегодное состязание среди тех, кто способен воплощать в жизнь свои мечты, выявило десять победителей. Как и подобает читателям Popular Mechanics, это народ сообразительный, упорный и слегка больной на голову.

Призывая читателей присылать свои самые дерзкие, самые отвязные, самые прикольные идеи, редакция Popular Mechanics каждый раз предвкушает увидеть что-то невиданное. А уж если вопрос стоит, как воплотить экзотические результаты мозговых штурмов в железо, пластмассу и провода, то здесь никто не превзойдет читателей знаменитого журнала. В этом году среди победителей конкурса и автор подводной лодки, и создатель карта на реактивной тяге, и остроумец, изготовивший хитрый кран для разлива пива. У всех этих изобретений есть одна общая черта — красивое, оригинальное решение поставленной задачи, даже такой заурядной, как быстрое перемещение груза из пункта А в пункт Б.

Эта тележка способна гонять по проходам универсама на скорости до 60 км/ч. Затраченная работа — по 3 часа в неделю в течение шести месяцев. Денежные расходы — $150.

Скоростная тележка для универсама

«В нашем возрасте все обычно увлечены компьютерными играми, — рассказывает 18-летний Райли Уокер, — а вот нам подвернулась старая тележка, моторчик, и мы поняли, что из этого можно сделать нечто прикольное». На внеклассных занятиях по труду Уокер восстанавливал Dodge Wayfarer 1950 года, а его одноклассник Майкл Пэллот мастерил гоночный болид из легковушки Ford Festiva 1991 года, но пока они дожидались заказанных автозапчастей, им в руки попал моторчик Honda от газонокосилки и универсамовская тележка, которую кто-то выбросил прямо на школьном дворе. Соединив их вместе, ребята получили довольно-таки тряский (по причине отсутствия упругой подвески) аппарат, способный носиться с бешеной скоростью. Перекувырнувшись на своей тележке несколько раз, ребята приладили к ней тормоза, которые купили в магазине запчастей для газонокосилок. Остальные детали были сняты со старых косилок и велосипедов. Рулевую систему, сконструированную наподобие вилки самолетного шасси, они сварили из дюймовой трубы. Из такой же трубы сделали опорный «хвост», чтобы при разгоне тележка не опрокидывалась назад. Приладив к своему детищу автомобильную стереосистему, умельцы заметно сократили его вместимость, но зато теперь они обладают солидным транспортным средством с трехступенчатой коробкой передач и даже подставкой для кока-колы. Можно отправляться в дальний путь… или хотя бы на скоростную прогулку по ближайшему универсаму.

Гриль на солнечной энергии, действующий быстрее, чем микроволновка. Время изготовления — несколько лет по мере закупки все новых и новых тюбиков клея. Денежные затраты — $200.

Барбекю на альтернативных источниках энергии

Проблема. Пришло время угощаться на свежем воздухе, но даже ваш домашний гриль не обходится без выделения в атмосферу углекислого газа.

Решение. Майк Дабровски из Норт Гросвенор Дэйла, штат Коннектикут, снял грех с души, взяв двухметровую спутниковую тарелку и оклеив всю ее внутреннюю поверхность небольшими (примерно 3х3 см) кусочками зеркал. В результате получился гриль на солнечной энергии.

Инструкция по эксплуатации. Соедините тарелку с 50-ваттной солнечной батареей, чтобы начала действовать система ориентации на солнце — как по горизонтали, так и по вертикали. Движение тарелки реализовано двумя маленькими моторчиками, поворачивающими агрегат в двух перпендикулярных направлениях. Насадите сосиску на пруток из нержавейки. Для равномерного вращения зажмите второй конец прутка в патроне электродрели. Поджаривайте сосиску, пока она не начнет вздуваться. При температуре 700 градусов Цельсия, которую создают 5400 крошечных зеркал, до полной готовности придется ждать 12 секунд.
Съешьте готовый продукт и почувствуйте удовлетворение за сэкономленное горючее и охрану окружающей среды.

Подводная лодка мокрого типа, способная погружаться на глубину 40 м. Трудозатраты — два или три летних сезона. Стоимость — $28000, включая приборы.

Двухместная подводная лодка

Задача. На дне озера Мичиган неподалеку от острова Поверти затоплена золотая казна конфедератов общей стоимостью в $400 миллионов. Близок локоток, но, пользуясь только маской и трубкой, его не достанешь.

Решение. Ричард Беннет (до выхода на пенсию он был владельцем школы по подготовке аквалангистов) в погоне за лежащими на дне сокровищами построил из стеклопластика подводную лодку мокрого типа.

Инструкция по эксплуатации. Оденьте гидрокостюм сухого типа и устраивайтесь поудобнее на подводной лодке. Включите оба двухсильных мотора и зажгите фары, которые когда-то служили посадочными прожекторами на самолете. Дышать можно через регулятор, подключенный к баллонам в подводной лодке.
Для погружения нужно стравить воздух из расположенных по обоим бортам балластных цистерн. Направьте подводную лодку к месту залегания сказочных сокровищ. С помощью рычага управления можно менять наклон изготовленных из плексигласа рулей глубины. Можно переключиться на дыхание от собственного автономного акваланга и, покинув подводную лодку, поплавать вокруг спрятанных на дне сокровищ.
Найдите наконец золотой клад и на вырученные деньги переселитесь к Карибскому морю, где вода потеплее и нырять поприятнее.

Электромобиль с рабочим напряжением 72 вольта. Без гидроусилителя руля одной рукой на нем можно, не снижая скорости, сделать полный разворот. Создание этой машины заняло 3 года. Денежные затраты — $500.

Верткая машинка

Этот прыгучий и верткий электромобильчик с блестящим алюминиевым кузовом привел Роберта Ланге во второй раз в финал нашего ралли самодельщиков. Эту конструкцию отличает исключительная устойчивость, так как все аккумуляторы размещены еще ниже, чем располагается центр тяжести шасси. Они играют роль балласта в киле яхты, не позволяя машине перевернуться. В 2007 году Ланге уже получал наш приз за свой электрический драгстер. Как и тогда, новый автомобильчик целиком собран из металлолома. Передний и задний дифференциалы сняты с Pinto 1975−1976 годов, тормоза — с мотоцикла Yamaha, а рулевой редуктор — это вертолетная трансмиссия, передававшая когда-то вращение на хвостовой винт. Поворот руля добавляет крен в ту сторону, куда поворачивает машина, а это в свою очередь влияет на радиус поворота. При поворотах на высокой скорости кузов машины может открениваться на 45 градусов. «Двигаясь по дороге километрах на сорока, я могу заложить крутой разворот, ничуть не снижая скорости, — говорит Ланге. — Ощущение такое, будто летишь над дорогой». Этому бывшему автомеханику из Келсивилля, штат Калифорния, уже стукнуло 59 лет.

Элегантный байк для местных поездок, крайне гуманный в отношении вашего бюджета. Километр пробега обходится в 1 цент. Время, затраченное на строительство — уикэнды в течение трех месяцев. Денежные затраты — $2900.

Байк с электроприводом

Леннон Роджерс, 29-летний инженер-механик из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, штат Калифорния, каждый день ездит на велосипеде на работу и, вдыхая автомобильный выхлоп, день за днем размышляет о том, каким мог бы быть транспорт, менее вредный для человеческих легких. И вот его голубая мечта обрела форму — это должен быть роскошный, лоснящийся байк с нулевым выхлопом, встроенным зарядным устройством и умеренной ценой. Цена на новые и реконструированные байки с электроприводом начинается с $10000, а у Роджерса получилось втрое дешевле, причем все детали, включая даже мотоциклетную раму, удалось приобрести по Интернету. Главная идея, позволяющая обуздать цену — это не гнаться за высокими технологиями. «Я подумал, — говорит Роджерс, — что глупо было бы бороться за слишком уж высокую мощность, если обычные свинцовые аккумуляторы из автомагазина стоят намного дешевле, чем новомодные литий-ионные батареи». На байк установлены шесть стандартных 12-вольтовых аккумуляторов емкостью по 44 ампер-часа. С одной зарядки их хватает на 50 км пробега. Все, что нужно для подзарядки, — это розетка и удлинитель. Максимальная скорость — это щадящие 70 км/час, а отсутствие коробки передач обеспечивает плавную, спокойную езду. И еще одно преимущество — не нужно каждые 5000 км возиться с заменой масла.

Машинка, которая вместо вас встряхивает банки с краской. Время, затраченное на конструкцию — 8 часов. Денежные затраты — $100.

Шейкер для банок с краской

Проблема. У вас в руках аэрозольный баллончик с автомобильной краской-металлик. Перед употреблением ее требуется тщательно встряхивать. И вот вы трясете ее и трясете — минуту, другую, и начинаете понимать, что трясти еще нужно как минимум минут пять а рука уже чуть ли не отсохла.

Решение. Дональд Шейвер из Уэстона, штат Джорджия, решил, что его руки заслуживают лучшего применения, построил автоматический шейкер и таким образом избавил себя еще от одной заботы.

Инструкция по эксплуатации. Бросьте баллончик донышком вниз в пластмассовый стакан диаметром 8 см.
Установите 15-минутный таймер на нужное вам время, а он уже и включит, и выключит 100-ваттный моторчик. Через ременную передачу моторчик будет крутить ось с кулачком, вырезанным из старой пластмассовой разделочной доски, кулачок будет колотить по деревянному шару диаметром 7 см, который упруго закреплен в нижней части стакана. Лучше, когда банка краски скачет на этом прыгающем деревянном шаре, чем если прямо по ее дну будет стучать довольно жесткий кулачок. И пусть теперь банка прыгает, а вы, пока не зазвенит таймер, можете заниматься своими делами и не обременять руки всякими дурацкими манипуляциями.

Кемпер, построенный от начала и до конца собственными руками. Теперь родители могут в холле смотреть кино, в то время как дети по своим комнаткам играют в компьютерные игры. Время строительства — 7 месяцев. Стоимость — $9300.

Кемпер с электронной начинкой

На первый взгляд в кемпере 32-летнего Чада Николса нет ничего особенного — прилично, но как у всех. Однако если зайти внутрь, то мы увидим настоящий салон электронного оборудования — шесть плоских телевизоров плюс проектор, позволяющий показывать фильмы на улице для всех соседей. Центром управления всей системы служит персональный компьютер — с его помощью через Интернет можно получить доступ к домашнему архиву музыки и фильмов, а также к спутниковым каналам (через приставку Slingbox). Если парковка не охвачена зоной действия Wi-Fi, используется 3G-сеть компании Verizon. Следует также отметить, что Николс, директор отдела информационных технологий в одной из транспортных компаний, построил весь этот кемпер собственными руками.

В качестве основы он взял трейлер с плоской платформой и принялся на ней выращивать свой дом, двигаясь изнутри наружу. Последним шагом была установка крыши как единого целого. Большую часть материалов для строительства, включая окна, двери и панели обшивки, он купил в специализированном магазине запчастей для кемперов — этот магазин оказался прямо рядом с туристической парковкой. Некоторые из экранов, динамиков и другого оборудования высвободились после очередного обновления домашней развлекательной системы, другие были недорого приобретены через Интернет на аукционах типа Newegg и eBay.

Машинка, на которой за секунды можно объехать свой дом, распугав при этом всех соседских собак. Время создания — 300 часов, растянутые на срок где-то в 10 месяцев. Денежные расходы — $1000.

Карт на реактивной тяге

Для маленького карта газотурбинный двигатель кажется чем-то лишним. Да так оно и есть. «Затея жутковатая, а точнее, просто устрашающая, — рассказывает Брайан Мидгли о покатушках на своем одноместном экипаже. — Этот бешеный двигатель ревет и визжит буквально в 20−30 сантиметрах от головы». Мидгли работает помощником менеджера в дилерской сети Mitsubishi, а в нерабочее время определяет себя как «фанат-барахольщик». Весь свой карт и даже большую часть двигателя он собрал из хлама, набранного по свалкам. Корпус старого огнетушителя превратился в камеру сгорания, а жаровая труба внутри камеры сгорания сделана из оболочки катализатора, снятого со старого Mitsubishi Galant.

Сама турбина нашлась на eBay. Планетарный редуктор с передаточным числом 18,3: 1 понижает безумные обороты турбины (62000) до благопристойных 3250 об/мин. Впрочем, и при таком конструктивном решении первая же испытательная пробежка, которую Мидгли устроил в родном городке Напервилле, штат Иллинойс, выявила очень опасную неувязку. Бешеный момент этого стосильного двигателя (примерно 500 Нм) оказался просто несопоставим с удерживающим усилием стандартных тормозов. Пришлось для обуздания двигателя конструировать специальную усиленную тормозную систему. Запас мощности позволяет эту 200-килограммовую машинку разгонять до сотни километров всего за 8 секунд. «Передаточные числа в коробке подобраны так, что предел скорости — где-то 115 — 120 км/час, — рассказывает Мидгли. — Я разгоняюсь до сотни, а дальше вопрос не в мощности, а в том, что уже становится страшновато». Итак, делаем вывод — не пробуйте это сделать сами.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2008).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.