Все мы в детстве играли в индейцев и сами мастерили себе луки. Как правило, это были прямые ветви деревьев сантиметра два в диаметре, стянутые за края капроновой веревкой. Стрелы мастерились из оконных реек и птичьих перьев. Однако предметом настоящей зависти были составные луки былинных богатырей. «Популярная механика» реализовала детские мечты и изготовила настоящий композитный лук русских воинов XVI века

С помощью, пожалуй, лучшего в нашей стране мастера по составным лукам Мариана «Марио» Калдарару мы попытались построить лук, аутентичный тому оружию, которое применялось на Руси в XVI—XVII вв./bm9icg===>еках. Дело в том, что своего технического совершенства луки достигли именно тогда, за мгновение до того, как огнестрельное оружие сделало это некогда грозное оружие спортивным инвентарем.

Берег турецкий

Мы остановились на так называемом турецком композитном луке — самом мощном, технологически сложном и компактном. В Европе такие луки именовали «византийскими» или «венецианскими», по названию мест, через которые они поступали в Европу. Несмотря на высокую стоимость, в XVI веке эти луки были распространены повсеместно — от Китая до Англии. Сохранились изображения английских рыцарей, стреляющих из такого оружия, — с легендарным двухметровым английским «лонгбоу» особо не погарцуешь.

Английские длинные луки вообще стоят особняком. Основное их достоинство — это дешевизна и технологичность. Делались они из одного куска тисового дерева достаточной длины, и цена тисовой заготовки определяла стоимость лука. Английский тис считался довольно посредственным материалом и часто шел на изготовление личного оружия — стрельба из лука считалась в Англии национальным видом спорта. «Боевой» тис завозился из Испании и Италии. Служил тисовый лук недолго — несколько месяцев, потом упругость утрачивалась и лук ломался. Впрочем, это никого не расстраивало — в обозе английской армии всегда следовали мастера-оружейники с достаточным количеством тисовых заготовок. На изготовление персонально подогнанного под стрелка лука у мастера уходило не больше полутора часов времени.

Интересно, что нигде в Европе, кроме Англии, не было массовых подразделений лучников. Дело в том, что искусству владения луком нужно учиться, как правило, с детства, годами оттачивая навыки. А в континентальной Европе крестьянам настрого было запрещено владеть любым видом оружия. И лучниками там были немногочисленные профессиональные военные, преимущественно дворяне, которые могли позволить себе более компактные, мощные и долговечные композитные луки.

В Россию это оружие поступало через степи на юго-востоке и стоило баснословных денег, поэтому владеть луками могли также только зажиточные дворяне. Впрочем, существуют предположения, что наши далекие предки скифы уже пользовались составными луками — сохранились изображения конных воинов с маленькими компактными луками. Оружие такого размера, сделанное из монолитного куска дерева, не имело бы никакой боевой ценности.

На Руси простые составные луки начали изготавливать предположительно с X века. При раскопках в Новгороде был найден фрагмент плеча составного лука из трех склеенных слоев: березы, можжевельника и сухожилий. К XV веку русские мастера потихоньку разобрались с основными хитростями турецких луков и начали изготавливать аналоги, а к концу XVI — началу XVII века и вовсе сравнялись в мастерстве с басурманами.

Выбор дерева

Изготовление композитного, в частности, турецкого лука — процесс трудоемкий и долгий, а потому и дорогой. В древние времена на изготовление одного лука у мастера уходило до трех лет! Сейчас на это требуется год. Но если сильно изловчиться, как говорит Марио, можно уложиться и в четыре месяца. Это как раз наш случай. Впрочем, при правильном уходе турецкий лук живет несколько столетий.

Для изготовления луков мастера используют разные сорта древесины — клен, акацию, кизил, тис, орешник и т. д., в зависимости от того, что растет в пределах доступности. Для нашего лука Марио выбрал ясень и клен. Ясень будет использоваться как материал для плеч лука: он гибче клена и обладает крупными порами, обеспечивающими хорошее проникновение клея. Древесина клена, из которого решили делать законцовки лука — «уши», довольно крепка, хорошо противостоит истиранию и выдерживает напряжения, испытываемые «ушами».

Для заготовок ясеня используют бревна не более 15 см в диаметре. В идеале радиус годовых колец на заготовках должен совпадать с радиусом поперечного изгиба рога. Заготовка колется на плашки, из которых выбираются образцы без сучков. После первичной обработки в нашем случае получаются заготовки ясеня толщиной 7,5 мм. Их вываривают в воде, чтобы освободить дерево от сока. В процессе вываривания воду дважды меняют, и плашки становятся более пластичными. Затем пластины зажимают в деревянной пресс-форме с профилем плеч лука для придания нужного изгиба и оставляют для просушки на полтора месяца в прохладном месте. Пока ясень сохнет, из клена вырезают концы нужного радиуса и рукоять.

Лук рогатый

Рог крепится на живот лука и при стрельбе работает на сжатие. Мастера использовали рога буйволов, индийских коров, горных козлов или антилоп — в общем, что удавалось достать. Нам достался рог индийской коровы. На лук уходит не весь рог — вырезается только внешний радиус, причем острие, где рог толще, при склеивании будет направлено к рукояти. Вырезанные заготовки для придания пластичности вывариваются в воде 2−3 часа, после чего под прессом их формуют в пластины. Пора переходить к сборке. Для этого нужен клей.

Секрет фирмы

Одним из самых главных секретов древних мастеров-лучников был рецепт клея, почти как секрет лака у скрипичных мастеров. Существует масса разных технологий изготовления клеев. Японцы, например, для своих луков используют рисовый клей. Важны и условия, в каких будет эксплуатироваться оружие. В теплых странах с влажным климатом, например Средиземноморье, идеален рыбий клей, плохо пропускающий влагу. Для наших условий лучше подходит клей из сухожилий, более гигроскопичный, легко улавливающий влагу из воздуха и защищающий лук от высыхания и растрескивания в сухих условиях континентального климата. К тому же сухожильный клей феноменально прочен — до 100 кгс на см2 на разрыв.

Для клея нам потребовались ахилловы сухожилия коров, которые были тщательно очищены от жира и прочих примесей и опущены в кипяток на 15 минут. Сливаем воду с остатками жира, промываем сухожилия и режем на мелкие кусочки. В древности для следующего этапа мастера наливали в керамический горшок чистейшую дождевую воду и вываривали в ней сухожилия на углях в течение недели. Нынче дождевая вода уже не та — много всяких примесей, поэтому используется дистиллированная. И горшочек на углях неделю не томится — Марио вываривает сухожилия в скороварке всего за 2,5 часа. В итоге получается чрезвычайно крепкий сухожильный бульон, который процеживают и охлаждают. Получившееся очень твердое желе режут на мелкие куски и высушивают. Все, клей готов.

Теперь по мере надобности нужное количество клея распускают в теплой воде и используют. С каждым последующим нагревом сухожильный клей теряет от 10 до 15% своих свойств. Поэтому мастера его повторно, как правило, не используют.

Основательный подход

Пора браться за изготовление основы лука — соединить воедино рукоять, плечи и законцовки. Дерево клеится так называемым соединением «ласточкин хвост». Места соединения предварительно грунтуются 4−5 слоями жидкого клея. Потом места соединения нагреваются, над электроплиткой наносится густой клей, части соединяются, крепко-накрепко заматываются веревкой и оставляются сохнуть. Зимой, в пересушенном воздухе квартиры, это занимает дня два. Летом, когда влажность побольше, — неделю.

Один из важных этапов — наклейка рога. На животе лука процарапываем небольшие бороздки для лучшего проникновения клея. После этого основа грунтуется — наносим на нее слой жидкого клея и сушим. И так 3−4 раза. Далее наносим слой густого клея, намертво зажимаем основу с прижатым рогом в специальные тиски и дополнительно обматываем веревками. Затем нагреваем над углями, удаляя излишки клея, и оставляем сохнуть на неделю. Самое время заняться сухожилиями.

Тянем жилы

Сухожилиями покрывается спинка лука. Для этого используют те же сухожилия, из части которых мы сварили клей. Неиспользованные жилы либо две недели высушиваются на солнцепеке, либо два дня — в термостате при температуре 50˚С, после чего специальным молотком разбиваются на волокна. Далее разводим клей в теплой дистиллированной воде и при температуре 45˚С вымачиваем жилы, после чего аккуратно выкладываем их на плечи лука, а сам лук подвешиваем за концы на веревку для просушки. Высыхая, жилы начинают изгибать лук в обратную сторону, чему помогает и сила тяжести. Через неделю процесс повторяется. С каждым новым слоем концы все более приближаются друг к другу, а лук начинает все более напоминать краба. Мы ограничиваемся тремя слоями сухожилий, так как наш будущий лук рассчитан на силу натяжения в 40−45 кгс.

Финишная отделка

Однако сухожилия на луке заметить невозможно — снаружи их всегда заклеивают кожей, причем делается это не столько для красоты, сколько для предохранения от излишков влаги. Традиционно для этого используют змеиную кожу или пергамент (телячью кожу), хотя иногда употребляют и бересту, которой покрывали луки, например, в Новгороде.

На лук наносят клей, тонкая кожа вымачивается, оборачивается вокруг лука и плотно обматывается лентой. Не закрывают кожей только рог. Через сутки ленту снимают, и лук еще на месяц отправляют на просушку.

Теперь осталось только покрыть лук натуральным лаком — смесью различных смол. Для нашего лука Марио использует 5 частей даммаровой смолы, 4 части очищенного живичного скипидара и четверть части льняного полимеризированного (на солнце постояло) масла. Все это варится на водяной бане и аккуратно наносится на лук. Накладывать более двух слоев нет смысла — лак начнет растрескиваться. Ну вот, лук почти готов. Через неделю можно будет натягивать тетиву. Но это уже в следующем номере.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2008).